Борискина Е.В. Учебное пособие Творчество Л.Н.Толстого

Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение Республики Бурятия
«Бурятский республиканский многопрофильный
техникум инновационных технологий»

Борискина Е. В.

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
ПО ТЕМЕ
«ТВОРЧЕСТВО Л. Н. ТОЛСТОГО»

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Борискина Е. В.
Учебное пособие предназначено для самостоятельной подготовки
обучающихся ГАПОУ РБ «БРМТИТ» в рамках освоения дисциплины
«Литература».
Борискина Е. В. – Северобайкальск: мини-типография ГАПОУ РБ
«БРМТИТ», 30 страниц.

2

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение …………………………………………………………...……....

5

1.

Жизнь и творчество Л. Н. Толстого ………...………………………

6

2.

История создания романа «Война и мир» ………………….……....

11

3.

«Мысль семейная» в романе………………………………….……...

13

4.

Нравственные и духовные искания А. Болконского .………………

15

5.

Нравственные и духовные искания П. Безухова ...…………………

20

6.

Женские образы в романе. Наташа Ростова как идеал женской

7.

красоты .……………………………………………………………….

25

«Мысль народная» в романе ………………………………………...

29

3

ВВЕДЕНИЕ
Цель

учебного

пособия

-

организация

самостоятельной

работы

обучающихся по овладению теоретическим материалом по теме «Жизнь и
творчество Л. Н. Толстого. Роман «Война и мир». В данном пособии
представлены материалы по следующим подтемам:
1) «Жизнь и творчество Л.Н.Толстого»;
2) «История создания романа «Война и мир»;
3) «Мысль семейная» в романе»;
4) «Нравственные и духовные искания Андрея Болконского»;
5) «Нравственные и духовные искания Пьера Безухова»;
6) «Женские образы в романе. Наташа Ростова как идеал женской красоты».
7) «Мысль народная» в романе.
Задачи пособия:
 раскрыть содержание учебной темы;
 обеспечить обучающихся информацией по учебной теме;
 направить познавательную деятельностью обучающихся.
Основные функции пособия:
 информационно-познавательная;
 стимулирующая или мотивационная;
 самоконтроль и закрепление знаний.
После подтем обучающимся предлагается самостоятельно ответить на
вопросы по изученной теме с целью закрепления материала и написать
сочинение-миниатюру или сочинение-рассуждение по предложенным темам.

4

1. Жизнь и творчество Льва Николаевича Толстого
ЦЕЛЬ: познакомить обучающихся с этапами биографии и творчества
писателя; рассмотреть,
произведениях;
охарактеризовать

как

проследить

личный опыт писателя отразился в его
изменения

в

мировоззрении

писателя;

общественно-политическую деятельность Толстого и

религиозно-эстетические взгляды.
"Радостный период детства"
Толстой Лев Николаевич родился 28 августа (9 сентября) 1828, усадьба
Ясная Поляна Тульской губернии - граф, русский писатель. Толстой был
четвертым ребенком в большой дворянской семье. Его мать, урожденная княжна
Волконская, умерла, когда Толстому не было еще двух лет, но по рассказам
членов семьи он хорошо представлял себе "ее духовный облик": некоторые
черты матери (блестящее образование, чуткость к искусству, склонность к
рефлексии и даже портретное сходство Толстой придал княжне Марье
Николаевне

Болконской

("Война

и

мир").

Отец

Толстого,

участник

Отечественной войны, запомнившийся писателю добродушно-насмешливым
характером, любовью к чтению, к охоте (послужил прототипом Николая
Ростова), тоже умер рано (1837). Воспитанием детей занималась дальняя
родственница Т. А. Ергольская, имевшая огромное влияние на Толстого: "она
научила меня духовному наслаждению любви". Детские воспоминания всегда
оставались для Толстого самыми радостными: семейные предания, первые
впечатления от жизни дворянской усадьбы служили богатым материалом для его
произведений, отразились в автобиографической повести "Детство".
Казанский университет
Когда Толстому было 13 лет, семья переехала в Казань, в дом
родственницы и опекунши детей П. И. Юшковой. В 1844 Толстой поступил в
Казанский университет на отделение восточных языков философского
факультета, затем перевелся на юридический факультет, где проучился
неполных два года: занятия не вызывали у него живого интереса, и он со
страстью предался светским развлечениям. Весной 1847, подав прошение об
5

увольнении из университета "по расстроенному здоровью и домашним
обстоятельствам", Толстой уехал в Ясную Поляну с твердым намерением
изучить весь курс юридических наук (чтобы сдать экзамен экстерном),
"практическую

медицину",

языки,

сельское

хозяйство,

историю,

географическую статистику, написать диссертацию и "достигнуть высшей
степени совершенства в музыке и живописи".
"Бурная жизнь юношеского периода"
После лета в деревне, разочарованный неудачным опытом хозяйствования
на новых, выгодных для крепостных условиях (эта попытка запечатлена в
повести "Утро помещика", 1857), осенью 1847 Толстой уехал сначала в Москву,
затем в Петербург, чтобы держать кандидатские экзамены в университете. Образ
его жизни в этот период часто менялся: то он сутками готовился и сдавал
экзамены, то страстно отдавался музыке, то намеревался начать чиновную
карьеру, то мечтал поступить юнкером в конногвардейский полк. Религиозные
настроения, доходившие до аскетизма, чередовались с кутежами, картами,
поездками к цыганам. В семье его считали "самым пустяшным малым", а
сделанные тогда долги ему удалось отдать лишь много лет спустя. Однако
именно эти годы окрашены напряженным самоанализом и борьбой с собой, что
отражено в дневнике, который Толстой вел в течение всей жизни. Тогда же у
него возникло серьезное желание писать и появились первые незавершенные
художественные наброски.
"Война и свобода"
В 1851 старший брат Николай, офицер действующей армии, уговорил
Толстого ехать вместе на Кавказ. Почти три года Толстой прожил в казачьей
станице на берегу Терека, выезжая в Кизляр, Тифлис, Владикавказ и участвуя в
военных действиях (сначала добровольно, потом был принят на службу).
Кавказская природа и патриархальная простота казачьей жизни, поразившая
Толстого по контрасту с бытом дворянского круга и с мучительной рефлексией
человека образованного общества, дали материал для автобиографической
повести "Казаки" (1852-63). Кавказские впечатления отразились и в рассказах
6

"Набег" (1853), "Рубка леса" (1855), а также в поздней повести "Хаджи-Мурат"
(1896-1904, опубликована в 1912). Вернувшись в Россию, Толстой записал в
дневнике, что полюбил этот "край дикий, в котором так странно и поэтически
соединяются две самые противоположные вещи - война и свобода". На Кавказе
Толстой написал повесть "Детство" и отправил ее в журнал "Современник", не
раскрыв своего имени (напечатана в 1852 под инициалами Л. Н.; вместе с
позднейшими повестями "Отрочество", 1852-54, и "Юность", 1855-57, составила
автобиографическую трилогию). Литературный дебют сразу принес Толстому
настоящее признание.
Крымская кампания
В 1854 Толстой получил назначение в Дунайскую армию, в Бухарест.
Скучная штабная жизнь вскоре заставила его перевестись в Крымскую армию, в
осажденный Севастополь, где он командовал батареей на 4-м бастионе, проявив
редкую личную храбрость (награжден орденом св. Анны и медалями). В Крыму
Толстого захватили новые впечатления и литературные планы (собирался в т. ч.
издавать журнал для солдат), здесь он начал писать цикл "севастопольских
рассказов", вскоре напечатанных и имевших огромный успех (очерк
"Севастополь в декабре месяце" прочитал даже Александр II). Первые
произведения

Толстого

поразили

литературных

критиков

смелостью

психологического анализа и развернутой картиной "диалектики души" (Н. Г.
Чернышевский). Некоторые замыслы, появившиеся в эти годы, позволяют
угадывать

в

молодом

артиллерийском

офицере

позднего

Толстого-

проповедника: он мечтал об "основании новой религии" - "религии Христа, но
очищенной от веры и таинственности, религии практической".
В кругу литераторов и за границей
В ноябре 1855 Толстой приехал в Петербург и сразу вошел в кружок
"Современника" (Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, А. Н. Островский, И. А.
Гончаров и др.), где его встретили как "великую надежду русской литературы"
(Некрасов). Толстой принимал участие в обедах и чтениях, в учреждении
Литературного фонда, оказался вовлеченным в споры и конфликты писателей,
7

однако чувствовал себя чужим в этой среде, о чем подробно рассказал позднее в
"Исповеди" (1879-82): "Люди эти мне опротивели, и сам себе я опротивел".
Осенью 1856 Толстой, выйдя в отставку, уехал в Ясную Поляну, а в начале 1857
- за границу. Он побывал во Франции, Италии, Швейцарии, Германии
(швейцарские впечатления отражены в рассказе "Люцерн"), осенью вернулся в
Москву, затем - в Ясную Поляну.
Народная школа
В 1859 Толстой открыл в деревне школу для крестьянских детей, помог
устроить более 20 школ в окрестностях Ясной Поляны, и это занятие настолько
увлекло Толстого, что в 1860 он вторично отправился за границу, чтобы
знакомиться со школами Европы. Толстой много путешествовал, провел полтора
месяца в Лондоне (где часто виделся с А. И. Герценом), был в Германии,
Франции, Швейцарии, Бельгии, изучал популярные педагогические системы, в
основном не удовлетворившие писателя. Собственные идеи Толстой изложил в
специальных статьях, доказывая, что основой обучения должна быть "свобода
учащегося" и отказ от насилия в преподавании. В 1862 издавал педагогический
журнал "Ясная Поляна" с книжками для чтения в качестве приложения,
ставшими в России такими же классическими образцами детской и народной
литературы, как и составленные им в начале 1870-х гг. "Азбука" и "Новая
Азбука". В 1862 в отсутствие Толстого в Ясной Поляне был проведен обыск
(искали тайную типографию).
Творчество
Первым произведением Толстого, появившимся в печати, была повесть
"Детство", которую высоко оценил Н.Некрасов и напечатал в "Современнике".
За "Детством" последовали повесть "Отрочество", "Юность", составившие
трилогию. В главном герое Николеньке Иртеньеве много автобиографических
черт. Его детство, как и детство самого автора, протекает в дворянской усадьбе.
Он умён, наблюдателен, обладает необычайно живым воображением, постоянно
анализирует свои мысли и поступки. Душа Николеньки открыта всем
впечатлениям жизни, но в детские годы дети ограничены узким кругом семьи и
8

не выходят за пределы дворянской усадьбы. Николенька начинает замечать
недостатки людей своего круга и приходит к мысли о необходимости исправить
пороки людские, и прежде всего исправит самого себя. Но реальная жизнь то и
дело разрушает его мечтания, и Николенька постепенно уступает дурному
влиянию своей среды, с её тщеславием, лицемерием, презрением к незнатным
людям, равнодушным, а чаще жестоким отношением к слугам и крепостным.
Автор "Детства" и "Отрочества" проявил себя глубоким и тонким мастером,
психологом, критика отмечала его исключительную способность передавать
тайные, сокровенные мысли и чувства человека. В "Юности" показаны
студенческие годы героя трилогии, его первый разлад с барской средой и
стремление сблизиться со студентами, вышедшими из среды, близкой к народу.
Впоследствии Л.Н.Толстой открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских
детей, затем 20 начальных школ в окрестных деревнях, написал статьи по
вопросам педагогики, создал "Книги для чтения", составил "Азбуку". Писатель
обижался, что эта огромная работа была не замечена. "Меня,- писал он,- хвалили
за всё, что я написал, но об одном, точно хорошем и полезном, что я сделал, об
Азбуке и этих книжках, не сказано в печати ни единого ругательного слова. Но
пусть попробует кто-нибудь такие же рассказы, то увидит, как трудно даются эти
достоинства, состоящие только в том, чтобы было просто, ясно, не было бы
ничего лишнего и фальшивого". Многие из рассказов для детей Толстого состоят
всего из нескольких строк. А он их переделывал десятки раз, добиваясь
предельной простоты и ясности. В течение всей своей жизни изучал
произведения устного народного творчества - песни, сказки, былины, легенды,
был уверен, что в "песни, сказки, былины - всё простое - будут читать, пока будет
русский язык". Появление романов "Война и мир", "Анна Каренина" и других
произведений Л.Н.Толстого вызвало многочисленное количество отзывов, книг,
статей. Известный русский критик В.В.Стасов писал: "Лев Толстой поднялся до
такой высокой ноты, какой ещё никогда не брала русская литература…" Имя
Толстого ещё при жизни писателя приобрело всемирную известность. В наше
время Толстой занимает одно из первых мест среди писателей всей стран и
9

народов по числу переводов его произведений на иностранные языки. Своей
жизнью и творчеством Толстой связал и соединил "два века" русской
литературы. М. Горький сказал: "Не зная Толстого нельзя считать себя знающим
свою страну, нельзя считать себя культурным человеком".
Уход и смерть
Годы

перелома

круто

изменили

личную

биографию

писателя,

обернувшись разрывом с социальной средой и приведя к семейному разладу
(провозглашенный Толстым отказ от владения частной собственностью вызывал
резкое недовольство членов семьи, прежде всего жены). Пережитая Толстым
личная драма нашла отражение в его дневниковых записях. Поздней осенью
1910, ночью, тайно от семьи, 82-летний Толстой, сопровождаемый лишь личным
врачом Д. П. Маковицким, покинул Ясную Поляну. Дорога оказалась для него
непосильной: в пути Толстой заболел и вынужден был сойти с поезда на
маленькой железнодорожной станции Астапово. Здесь, в доме начальника
станции он провел последние семь дней своей жизни. За сообщениями о здоровье
Толстого, который к этому времени приобрел уже мировую известность не
только как писатель, но и как религиозный мыслитель, проповедник новой веры,
следила вся Россия. Событием общероссийского масштаба стали похороны
Толстого в Ясной Поляне.

2. История создания романа «Война и мир»
10

ЦЕЛЬ: рассмотреть историю создания романа «Война и мир», его
идейно-художественное и жанровое своеобразие.
Замысел романа возник у Толстого в конце 50-х годов, когда из Сибири
начали возвращаться ссыльные декабристы. Толстого давно интересовал этот
тип исторического деятеля. Так возник замысел романа «Декабристы».
Логика замысла скоро привела писателя к необходимости осмысления
Отечественной войны 1812 года, интерес к событиям 1812 года повлек Толстого
к еще более ранней поре – бесславной военной кампании 1805 года, к
Аустерлицкому и Тильзитскому унижению России, без изображения которых
нельзя говорить о победах в 1812 году. Мысль о роли народа в военных
событиях, в истории России, в ее судьбе, пришла в процессе работы и стала
основной.
Толстой писал: «Невольно от настоящего я перешел к 1825 году, эпохе
заблуждений и несчастий моего героя, и оставил начатое. Но и 1825 году мой
герой был уже возмужалым, семейным человеком. Чтобы понять его, мне
нужно было перенестись к его молодости, и молодость его совпала со славной
для России эпохой 1812 года. Я другой раз бросил начатое и стал писать со
времени 1812 года, которого еще запах и звук слышны и милы нам. Между теми
полуисторическими, полувымышленными великими характерными лицами
великой эпохи личность моего героя отступила на второй план, а на первый
план стали, с равным интересом для меня, и молодые, и старые люди, и
мужчины, и женщины того времени. В третий раз я вернулся назад по чувству,
которое, может быть, покажется странным. Мне совестно было писать о
нашем торжестве в борьбе с бонапартизмом, не описав наших неудач и нашего
срама».
Первые главы романа появились в журнале «Русский Вестник» в 1865 году
под названием «1805 год». Затем Толстой изменил название на «Все хорошо, что
хорошо кончается», а в марте 1867 года он назвал роман «Война и мир».

11

На создание этого величайшего произведения писатель положил шесть
лет, как он сам говорил «непрестанного и исключительного труда, при
наилучших условиях жизни».
Через огромное произведение проходят около 600 героев, из них 200 –
исторические лица; жизненные дороги одних соприкасаются и перекрещиваются
с жизненными дорогами других, но каждый из них является неповторимым,
сохраняет свойственную ему индивидуальность. Толстой описывает около 20
огромных батальных полотен, бесчисленные бытовые сцены, личную жизнь
людей, их поступки, дела, мысли, нравственные и духовные искания своих
героев. Все это превращает произведение Толстого в роман-эпопею.

3.

«Мысль семейная» в романе

ЦЕЛЬ: рассмотреть историю семей Болконских, Ростовых, Курагиных
(нравственные ценности, отношение к воспитанию).
«Война и мир» - русская национальная эпопея, в которой нашел отражение
национальный характер русского народа в тот момент, когда решалась его
историческая судьба. С самого начала работы над произведением внимание
писателя привлекли не только исторические события, но и частная, семейная
жизнь героев. Толстой считал, что семья – это ячейка мира, в которой должны
царить дух взаимопонимания, естественности и близости к народу.
В романе описана жизнь нескольких дворянских семей: Ростовых,
Болконских и Курагиных.
Семья Ростовых – идеальное гармоничное целое, где сердце преобладает
над разумом. Любовь связывает всех членов семьи. Она проявляется в чуткости,
внимании, сердечной близости. У Ростовых все искренне, идет от души. В семье
царят радушие, гостеприимство, хлебосольство, сохраняются традиции и обычаи
русской жизни. Родители воспитывали своих детей, отдавая им всю свою
любовь; они могут понять, простить и помочь (проигрыш Николая в карты).

12

Жизнь сердца, честность, естественность, нравственная чистота и порядочность
определяют их взаимоотношения в семье и поведение в кругу людей.
В отличие от Ростовых, Болконские живут разумом, а не сердцем. Это
старинный аристократический род. Кроме кровных уз, членов семьи связывает
еще и духовная близость. На первый взгляд отношения в семье складываются
очень трудно, лишены сердечности. Однако внутренне они близки друг другу,
просто не склонны к проявлению своих чувств.
Глава семьи – князь Болконский – воплощает в себе лучшие черты
служилого дворянства. Понятия чести и долга офицера для него на первом месте.
Главными добродетелями он считал ум и деятельность, а пороками – лень и
праздность. Андрей Болконский очень уважает и чтит своего отца, который
воспитал в нем высокое понятие о чести. «Твоя дорога – дорога чести»,- говорит
он сыну.
Княжна Марья очень любит отца и брата, она готова отдать всю себя ради
родных ей людей. Она полностью подчинена воле отца, для нее его слово – закон.
На первый взгляд она кажется слабой и нерешительной, но в нужную минуту
проявляет твердость воли и силу духа.
И Ростовы, и Болконские – патриоты, что ярко проявилось во время
Отечественной войны 1812 года. Князь Болконский умирает, потому что его
сердце не выдержало позора отступления русских войск и сдачи Смоленска.
Марья

Болконская

отвергает

предложение

французского

генерала

о

покровительстве и уезжает из Богучарова. Ростовы отдают свои подводы,
предназначенные для вывоза из Москвы имущества, для раненых на
Бородинском поле солдатам и платят самым дорогим – гибелью Пети.
В романе показана еще одна семья – это Курагины. Члены этой семьи
предстают перед нами во всей своей ничтожности, пошлости, бездушии,
корыстолюбии, безнравственности. Они используют людей для достижения
своих эгоистических целей. Семья лишена духовности. Для Элен и Анатоля
главное в жизни – удовлетворение своих низменных желаний. Они полностью
оторваны от народной жизни, живут в блестящем, но холодном обществе, где все
13

чувства извращены. Во время войны они ведут ту же салонную жизнь, рассуждая
о патриотизме.
Показывая в своем романе разные семьи, Толстой хотел сказать, что
будущее за такими семьями, как Ростовы и Болконские.
Вопросы для самоконтроля:
1. Чем похожи и не похожи семьи Болконских и Ростовых?
2. Каковы основные принципы воспитания детей в семьях Ростовых,
Болконских, Курагиных?
3. Какой, по вашему мнению, должна быть идеальная семья? Есть ли такая в
романе?

4.

Нравственные и духовные искания Андрея Болконского

ЦЕЛЬ: проследить этапы духовных исканий Болконского (ориентация на
идеи Наполеона, мысли о личной славе, смерть жены и рождение сына,
возрождение к новой жизни, любовь к Наташе и разрыв с ней, Бородинское
сражение, ранение, принятие Бога, смерть).
«Чтобы жить честно, надо рваться,
путаться, биться, ошибаться, начинать и
бросать, и опять начинать, и опять
бросать, и вечно бороться и лишаться».
Л. Н. Толстой
В центре внимания автора романа «Война и мир» - сложные судьбы людей,
и прежде всего пути формирования их личности, их напряженный поиск смысла
жизни, их нравственные и духовные искания, обретения и потери. Прослеживая
путь жизни своих героев, Толстой показывает, как меняется образ их
существования и внутренний облик. Более всего интересует Толстого
становление личности, «диалектики души» его героев.
Андрей Болконский и Пьер Безухов – лучшие люди своего времени, но
лучшими их делают не происхождение, не образованность и не патриотизм, а их
14

духовные искания, их неудовлетворенность своей и окружающей жизнью, их
нравственный протест против «тяжелой путаницы действительности». В
исканиях Андрея и Пьера отразились раздумья автора о противоречиях
современной ему жизни, его собственные поиски выхода из них.
Исходная

ситуация

у

князя

Андрея

и

Пьера

одна:

они

оба

неудовлетворены своей судьбой, не находят себе места в обычных условиях
светского существования. Спиральные круги жизни героев композиционно
соотнесены: разочарование, духовная стагнация, новое увлечение и начало
движения, кризис, крушение идеала и новое разочарование.
Образ Андрея Болконского: «В это время в гостиную вошло новое лицо.
Новое лицо это был молодой князь Андрей Болконский, муж маленькой княгини.
Князь Болконский был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с
определенными и сухими чертами. Все в его фигуре, начиная от усталого,
скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую
противоположность с его маленькою оживленною женой. Ему, видимо, все
бывшие в гостиной не только были знакомы, но уж надоели ему так, что и
смотреть на них, и слушать их ему было очень скучно. Из всех же прискучивших
ему лиц лицо его хорошенькой жены, казалось, больше всех ему надоело. С
гримасой, портившею его красивое лицо, он отвернулся от нее».
Князь Андрей недоволен прежде всего тем, что не может проявить,
реализовать свои богатые возможности. Он мечтает об известности, жаждет
активной общественно-полезной деятельности, жаждет подвига. Но во имя кого
и чего? Отнюдь не ради блага людей, которых он «не знает и не будет знать», а
во имя собственного торжества над этими «безразличными и безвестными ему
людьми». Трагическое противоречие князя Андрея – это всепоглощающая
жажда любви людской и полное при этом собственное равнодушие, безразличие
к людям, отчужденность от них. Толстой показывает, что нельзя быть полезным
людям, не зная их, навязывая им свою волю.
Уйдя на войну ради славы и известности, в поисках «своего Тулона»,
князь Андрей оставляет свою беременную жену без помощи и поддержки, среди
15

чужих для нее людей. Но война открывается Болконскому не только с
героической стороны. Он видит карьеризм, корыстолюбие, трусость и
бездарность тех, кто должен проявлять совсем иные качества. Лежа раненый под
высоким небом Аустерлица, Болконский вдруг сознает: «…все пустое, все
обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме него. Но и
того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава Богу!..». И
каким маленьким, ничтожным человеком показался ему его кумир, его герой
Наполеон в сравнении с тем, «что происходило теперь между его душой и этим
высоким, бесконечным небом

с бегущими по нем облаками». Какими

ничтожными показались ему «все интересы, занимавшие Наполеона, так
мелочен показался ему сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью
победы, в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом, которое он
видел и понял». Князь Андрей впервые задумывается о «ничтожности величия,
о ничтожности жизни, о ничтожестве смерти». Но свойство натуры Болконского
в том, что никакие потрясения не могут переделать его натуры. «Тихая жизнь и
спокойное семейное счастье в Лысых Горах представлялись ему. Он уже
наслаждался этим счастьем, когда вдруг являлся маленький Наполеон с своим
безучастным, ограниченным и счастливым от несчастья других взглядом, и
начинались сомненья, муки, и только небо обещало успокоение». От «маленького
Наполеончика», сидящего глубоко в душе князя Андрея, он не избавится
никогда, а небо Аустерлица навсегда останется мерилом чистоты и
нравственности.
За все ошибки и заблуждения нужно платить, и смерть жены становится
наказанием Болконскому за тщеславные помыслы, за гордыню. Выражение лица
мертвой маленькой навсегда отпечатаются в сознании князя как немой укор:
«Ах, что и за что вы это со мной сделали?» Князь Андрей вновь искусственно
обрывает все свои прежние стремления и мечтания, клянется не служить ни в
государственной, ни в военной службе, даже если Наполеон будет своим
войском угрожать Лысым Горам.

Болконский обрекает себя на столь
16

неестественную для него «ровную и тихую жизнь», занимаясь хозяйственными
делами.
И все-таки душа князя жаждала другой жизни, и поэтому увиденный им
на краю дороги старый дуб, который «не хотел подчиняться обаянию весны и
сердитым презрительным уродом» стоял среди расцветающего леса, вызвал в
нем целый ряд «безнадежных» мыслей: «Да, он тысячу раз прав, этот дуб, пускай
другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, наша жизнь
кончена!» Но душа князя была уже разбужена встречей с Пьером, разговорами с
ним, и что-то давно заснувшее, что-то лучшее, что было в нем, вдруг радостно и
молодо проснулось в его душе. «Свидание с Пьером было для князя Андрея
эпохой, с которой начиналась хотя и во внешности и та же самая, но во
внутреннем мире его новая жизнь». Вот почему встреча с Наташей в Отрадном
и вид дуба на обратном пути, «преображенного, раскинувшегося шатром сочной,
темной зелени», вызвал в душе князя «беспричинное весеннее чувство радости и
обновления»: «Нет жизнь не кончена в тридцать один год,- вдруг окончательно,
беспременно решил князь Андрей». Так начинается новый круг жизни
Болконского, обещающий ему успех, радость, любовь.
Любовь к Наташе Ростовой изменила князя Андрея, он стал «совсем
другим, новым человеком. Где была его тоска, его презрение к жизни, его
разочарованность?». Весь его мир разделился «на две половины: одна – она, и
там все счастье, надежда, свет; другая половина – все, где её нет, там все уныние
и темнота…». Но любовь только изменила, но не преобразила князя Андрея.
Любовь пробудила в Болконском и его честолюбивые стремления. Нарушая
данную когда-то клятву, он поступает на службу в кабинет Сперанского,
занимающийся законодательной деятельностью.
Вновь не желая идти судьбе навстречу, дарующей ему последний шанс
сблизиться с миром людей, с естеством жизни, воплощением которого является
Наташа, князь откладывает свадьбу на год, чтобы Наташа «поверила в себя». Он
хочет проверить истинность и прочность её чувств, не понимая, что природа не
терпит пустоты и заполняет её даже сорняками. Не желая понимать, что сам
17

виновен в измене Наташи, Болконский более всего страдает от чувства
уязвленной гордости, оскорбленного самолюбия. На увещевания Пьера он
отвечает: «Я говорил, что падшую женщину можно простить, но я не говорил,
что могу простить. Я не могу».
Не сдержал Болконский и другой клятвы – не служить в русской армии.
Нарушая библейскую заповедь «не клянись» (так же, как и заповедь «не сотвори
себе кумира»), Болконский не хочет понимать, что жизнь всегда разрушает
искусственные построения. Но на войну Болконский идет с тайной надеждой
встретить там Курагина и поквитаться с ним. Но жизнь разрушает и эти планы
Болконского. Увидев в госпитале раненого Курагина, Болконский не испытывает
к нему ничего, кроме жалости.
Даже само ранение князя кажется наказанием за пренебрежение простыми
и естественными законами, которые диктует жизнь, главным из которых
является инстинкт самосохранения. Глядя на крутящуюся около его ног гранату,
Болконский ведет себя в высшей степени странно и неестественно: «Неужели
это смерть? Я не могу, я не хочу умереть, я люблю жизнь, люблю эту траву,
землю, воздух… Он думал это и вместе с тем помнил, что на него смотрят, что
дурно высказывать свой страх, что стыдно ему, офицеру Болконскому
трусливо припадать к земле».
Только ощущение приближения смерти

пробудило в князе чувство

истинной христианской любви: «Сострадание, любовь к братьям, к любящим,
любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам – да, та любовь, которую
проповедовал Бог на земле» - вот те чувства, что переполняют князя. Очнувшись
в Мытищах, Болконский вспоминает, что у него было теперь новое счастье. «Да,
мне открылось новое счастье, неотъемлемое от человека,- думал он,- счастье,
находящееся вне материальных сил, счастье одной души, счастье любви. Да,
любовь. Я испытал это чувство. Любить ближних, любить врагов своих. Все
любить,- любить Бога во всех проявлениях».
«Чем больше он вдумывался в новое, открытое ему начало вечной любви,
тем более он, сам не чувствуя того, отрекался от земной жизни. Все, всех
18

любить, всегда жертвовать собой для любви значило – не жить этою земной
жизнью. И чем больше проникался он этим началом любви, тем больше
отрекался от жизни».
В последней нравственной борьбе между жизнью и смертью «смерть
одержала победу».
Вопросы для самоконтроля:
1. В чем заключаются «лучшие минуты» жизни для князя Андрея?
2. Каково мировоззрение Болконского в начале пути? Как он относится к
Наполеону?
3. Какую роль сыграло небо Аустерлица в изменении мировоззрения
Болконского?
4. В чем суть разговора Болконского и Безухова на пароме?
5. Какова роль пейзажа в эпизоде поездки Болконского в Отрадное?
6. Какие жизненные ценности возрождает в Болконском любовь к Наташе?
7. В чем ошибка князя Андрея, предрешившая их разрыв? Почему он не
сумел простить Наташу?
8. Почему погибает Болконский? О чем он думает перед смертью?
Написать сочинение – миниатюру по одной из тем:
1. «Портрет Андрея Болконского».
2. «Небо Аустерлица».
3. «Болконский в Бородинском сражении».

5.

Нравственные и духовные искания Пьера Безухова

ЦЕЛЬ: проследить этапы духовных исканий Безухова (первое появление в
салоне Шерер, ориентация на идеи Наполеона, получение наследства и
женитьба, первый духовный кризис, вступление в масонство, второй духовный
19

кризис, любовь к Наташе Ростовой, Бородино, встреча с

Каратаевым,

семейное счастье).
Образ Пьера Безухова: «Вскоре после маленькой княгини вошел массивный,
толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах
по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке. Этот толстый
молодой человек был незаконный сын знаменитого екатерининского вельможи,
графа Безухова, умиравшего теперь в Москве. Он нигде не служил еще, только
что приехал из-за границы, где он воспитывался, и был первый раз в обществе.
Анна Павловна приветствовала его поклоном, относящимся к людям самой
низшей иерархии в ее салоне. Но, несмотря на это низшее по своему сорту
приветствие, при виде вошедшего Пьера в лице Анны Павловны изобразилось
беспокойство и страх, подобный тому, который выражается при виде чегонибудь слишком огромного и несвойственного месту. Хотя действительно Пьер
был несколько больше других мужчин в комнате, но этот страх мог
относиться только к тому умному и вместе робкому, наблюдательному и
естественному взгляду, отличавшему его от всех в этой гостиной».
«Пьер был неуклюж. Толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с
огромными красными руками, он, как говорится, не умел войти в салон и еще
менее умел из него выйти, то есть перед выходом сказать что-нибудь особенно
приятное. Кроме того, он был рассеян. Вставая, он вместо своей шляпы
захватил треугольную шляпу с генеральским плюмажем и держал ее, дергая
султан, до тех пор, пока генерал не попросил возвратить ее. Но вся его
рассеянность и неуменье войти в салон и говорить в нем выкупались
выражением добродушия, простоты и скромности».
Насколько князь Андрей упорен и целеустремлен, настолько Пьер в
начале романа безволен и бесхарактерен. Он, как ребенок, наивен и искренен.
Его вера в доброжелательность и любовь окружающих безгранична. Пьер даже
не замечает, что эти люди «полюбили» его лишь после того, как он унаследовал
огромное состояние графа Безухова. Важной особенностью характера Пьера
является то, что чувства и инстинкты властвуют над его разумом и волей, что
20

ярко проявляется в его увлечении Элен Курагиной. Женитьба на Элен, скорое
осознание своей ошибки, ощущение никчемности своей жизни, измена жены и
дуэль с Долоховым заводят Пьера в тяжелейший нравственный тупик, в поисках
выхода их которого Пьер становится на путь духовных исканий.
Знакомство с масонами рождает в душе Пьера веру в возможность
обновления и очищения, веру в «блаженное, безупречное и добродетельное
будущее», веру в возможность «достижения совершенства» и «братской и
деятельной любви между людьми». Пьер занимается масонскими делами,
жертвует деньги на устройство храмов, домов для бедных, раздает милостыню,
но жизнь его идет по-прежнему, «с теми же увлечениями и распущенностью».
Автор показывает, что в душе Пьера происходит «сложная и трудная работа
внутреннего развития», которая скоро приводит его к разочарованию в
масонстве. Жизнь по-прежнему стоит перед ним «в ужасе своей пустоты и
бесцельности». Пьер убеждается, что все вокруг не живут, а только «спасаются
от жизни» - кто «честолюбием, кто картами, кто писанием законов, кто
политикой, кто вином», - только бы не думать ни о жизни, ни о смерти.
Миг ощущения счастья и смысла жизни приходит к Пьеру лишь тогда,
когда в душе зарождается любовь к Наташе Ростовой, когда своим признанием
он спасает, возвращает ее к жизни. Эта любовь и становится главным стимулом
к перерождению, началом его. Но ответа на те вопросы, которыми мучается
Пьер, он все еще не может найти: «Что хорошо? Что дурно? Для чего жить, и
что такое я? Что жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?» Ответ
был один: «умрешь – все кончится».
Накануне Бородинского сражения, выехав из Можайска, Пьер встречает
кавалерийский полк: «все почти с наивным детским любопытством смотрели на
белую шляпу и зеленый фрак Пьера». Больше всего поразило Пьера то, как могут
эти люди, идущие навстречу смерти, петь, смеяться, не думая о возможной
скорой гибели. Что это за непонятное уму «забвение смерти»? про смерть не
помнят. Пред лицом ужаса и смерти только ярче и торжественнее горит в них
жизнь.
21

В Бородинском сражении перед глазами Пьера растет и разворачивается
та могучая сила жизни, перед которой в бессильном недоумении стоит сухая
логика. На батарее рвутся ядра, падают раненые, а Пьер видит, «как после
каждого попавшего ядра , после каждой потери все более и более разгоралось
общее оживление… Как из придвигающейся грозовой тучи, чаще и чаще, светлее
и светлее вспыхивали на лицах всех этих людей, как бы в отпор совершающегося,
молнии скрытого, разгорающегося огня». Его поражает, с какой простотой
исполняют окружающие его люди свою солдатскую работу. Перед лицом ужаса
и смерти только ярче и торжественнее горит в них огонь жизни.
После боя Пьер спит на постоялом дворе; в ушах все еще звучат выстрелы,
крики. «Слава Богу, что этого больше нет,- подумал Пьер.- О, как ужасен
страх, и как позорно отдался я ему! А они…они все время до конца были тверды,
спокойны. Они, эти странные, неведомые ему доселе. Ничем не может владеть
человек, пока он боится смерти. А кто не боится ее, тому принадлежит все.
Самое трудное состоит в том, чтобы уметь соединять в душе своей значение
всего…»
Желание убить Наполеона, «освободить мир от тирана» - последний
«всплеск бонапартизма» в душе Пьера. Неудивительно, что Безухов не может
осуществить своей цели, постоянно отклоняясь от неё: он спасает от пули
сумасшедшего французского капитана, спасает из огня девочку, заступается за
молодую армянку, вступив в драку с французами, и попадает под арест как
поджигатель Москвы. Приговоренный к расстрелу, Пьер присутствует при казни
и видит в глазах французов тот же испуг, ужас и борьбу, какие были в его сердце.
«С той минуты, как Пьер увидел это страшное убийство, совершенное людьми,
не хотевшими это делать, в душе его как будто вдруг

выдернута была

пружина, на которой все держалось и представлялось живым, и все
заваливалось в кучу бессмысленного сора. В нем уничтожалась вера в
благоустройство мира, и в человеческую, и в свою душу, и в Бога. И он
чувствовал, что не его вина была причиной того, что мир завалился в его глазах,
22

и остались одни бессмысленные развалины. Он чувствовал, что возвратиться к
вере в жизнь – не в его власти».
В плену Пьер знакомится с Платоном Каратаевым. От этого маленького,
какого-то круглого старика непрерывно лучится радостно-любовная жизнь, и
жизнь эта освещает и согревает все вокруг. Платон помогает Пьеру отвлечься от
страшных мыслей и воспоминаний, утешает его, разговаривает с ним, и в этих
разговорах светится вера в таинственное благообразие жизни, в конечную
благообразность даже его скорбей. «Эх, милый ты человек. От сумы да от
тюрьмы никогда не отказывайся…Рок головы ищет. А мы все судим: то не
хорошо, то не ладно…» - возразил Платон Пьеру. Пьер долго не спал, и с
открытыми глазами лежал в темноте на своем месте. Он чувствовал, что
прежде разрушенный мир теперь с новой красотой, на каких-то новых и
незыблемых основах, двигался в его душе».
Четыре недели Пьер пробыл в плену, испытав за это время «почти крайние
пределы лишений, которые может переносить человек. И именно в это самое
время он получил то спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно
стремился прежде. Он долго в прежней жизни

искал этого успокоения,

согласия с самим собою, того, что так поразило его в солдатах в Бородинском
сражении: он искал этого в масонстве, в рассеянной светской жизни, в вине, в
геройском подвиге самопожертвования, в романтической любви к Наташе; он
искал этого путем мысли,- и все эти искания и попытки обманули его. И он, сам
не думая об этом, получил это успокоение и согласие с самим собою только
через ужас смерти, через лишения и через то, что он понял в Каратаеве».
Именно в плену Пьер не умом, а всем существом своим понял, что
«человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении
естественных человеческих потребностей», он узнал и ещё одну утешительную
истину – что на свете нет ничего страшного.
Освобожденный из плена Пьер по привычке задается вопросом: «Ну а что
потом? Что я буду делать?» И тотчас отвечает себе: «Ничего. Буду жить. Ах,
как славно!» Он вдруг понимает, что напрасно так долго и мучительно искал
23

цель жизни, что её «просто нет и быть не может». Жить нужно для того, чтобы
жить, чтобы делать добро. Жизнь есть Бог. При этом Пьер «испытывал чувство
человека, нашедшего искомое у себя под ногами. Он всю жизнь смотрел куда-то
поверх голов окружающих людей, а надо было не напрягать глаз, а только
смотреть перед собой». Он теперь «выучился видеть великое и бесконечное во
всем» и радостно созерцал вокруг себя «вечно изменяющуюся, вечно великую,
непостижимую и бесконечную жизнь», и это дает ему ощущение спокойствия,
счастья и свободы.
В эпилоге мы видим семейное счастье Наташи и Пьера, узнаем о той
важной роли, какую играет Пьер в жизни общества. Но нельзя сказать, что
духовные искания Пьера закончены. Он становится членом тайного общества,
целью которого является «общее благо и общая безопасность, и все люди
должны объединиться под знаменем «деятельной добродетели».
Толстой показывает, что поиски смысла и цели жизни вечны как вечна
жизнь, и каждый человек понимает их по-своему.
Вопросы для самоконтроля:
1. Как в разговорах, внешности, поведении раскрывается характер Пьера?
2. Как Пьер был принят впервые в салоне Шерер?
3. Как относится Пьер к Наполеону в начале пути?
4. В чём причины первого духовного кризиса Пьера?
5. В чём Пьер видит цель своей жизни?
6. Какую роль сыграло Бородинское сражение в жизни Пьера?
7. Почему Пьер оказался в плену?
8. Чем важна для Пьера встреча с Платоном Каратаевым?
9. Почему Пьер считает трудное время плена самым счастливым?
Написать сочинение – миниатюру по одной из тем:
 «Доволен ли Пьер своей жизнью?»
 Написать статью для энциклопедии «Масонство».
 «Пьер Безухов в Бородинском сражении».
24

6.

Женские образы в романе «Война и мир». Наташа Ростова как идеал
женской красоты.
ЦЕЛЬ: рассмотреть женские образы в романе (Шерер, Элен Курагина,

Марья Болконская, Наташа Ростова, Соня, Вера Берг, Жюли Карагина);
выявить идеал женской красоты и основное предназначение женщины, по
философии Толстого.
В романе Л.Н.Толстого «Война и мир» перед нами предстает целое
созвездие женских образов. Все они очень разные: импульсивная и
жизнерадостная Наташа Ростова; блестящая светская красавица Элен Курагина;
скрытная тихоня Сонечка; ветреная кокетка Жюли Карагина; законодательница
салонов Анна Шерер; холодная и расчетливая Вере Берг. В каждом из этих
образов выражены мысли Толстого о предназначении женщины. Писатель был
убежден, что женщина должна быть воплощением семейных добродетелей,
должна быть мягкой, душевной, искренней, сердечной. После замужества
женщина должна полностью посвятить себя семье: рожать и воспитывать детей,
быть другом и помощницей своему мужу.
Любимые героини Толстого – Наташа и Марья Болконская – являются
носительницами всех этих добродетелей.
Обязательная оценка для Толстого – нравственная – исходит их того,
насколько в каждой из них проявляется естественная сила жизни и насколько
способны они не застывать, а постоянно развиваться, двигаться, переживать и
сопереживать чужой беде, насколько не свойственны им душевное успокоение и
душевный холод.
Секрет чарующего обаяния Наташи Ростовой не только в ее
беспредельной искренности, «открытой душевности», но и в том, что присущая
ей «душевная сила» не терпит насилия над «живой жизнью». Наташа способна
как на высокие, самоотверженные, так и на дурные поступки, совершаемые ею в
каком-то душевном затмении. Но все эти поступки содействуют её
нравственному росту, способствуют «диалектике души» Наташи. Именно в этом
проявляется сила её характера, которая преображает все вокруг. Толстой
25

прослеживает весь жизненный путь Наташи Ростовой. Впервые мы встречаемся
с ней, когда она, худенькая, жизнерадостная девочка, вбегает в залу дома
Ростовых и своим звонким смехом заставляет оживиться даже «чопорную
гостью» княгиню Друбецкую. А в эпилоге мы расстаемся с ней, ставшей женой
Пьера и матерью четверых детей. И по написанным главам незаконченного
романа «Декабрист» мы знаем, что она последует за мужем-декабристом в
Сибирь и вернётся оттуда через 30 лет.
Именно Наташа обладает огромной способностью понимать и любить
людей, спасая их от отчаяния и злобы. «Сущность её жизни – любовь»,- говорит
о ней Толстой, и любовь эта пробуждает в душах людей все лучшее, настоящее.
«Что-то лучшее» проснулось в душе Николая Ростова, отчаявшегося после
карточного проигрыша, когда он слушает пение сестры. Услышав в Отрадном
голос взволнованной красотой лунной ночи Наташи, Болконский вспоминает
«все лучшие минуты» своей жизни. От её благодарного взгляда чувствует себя
счастливым и

обновленным Пьер Безухов.

Именно то Наташи исходит энергия обновления и освобождения от
фальшивого, ложного. Наташа олицетворяет те силы, которые победили в
Болконском и Безухове их «наполеоновское» начало.
Только один раз Наташа изменила себе, когда в отсутствие князя Андрея
увлеклась Анатолем Курагиным.
Увлечение Наташи – неудержимая стихия, которая подхватила её,
нарушила правильность жизни и поведения. И за это она поплатилась горьким
разочарованием, приведшим её к мысли о самоубийстве.
Отложив свадьбу на год, чтобы Наташа «проверила свои чувства»,
Болконский совершает роковую ошибку, оставляя Наташу одну: «Ей жалко было
самоё себя, жалко было, что она так даром, ни для кого, пропадала все это
время, в продолжение которого она чувствовала себя столь способной любить
и быть любимой». Она была переполнена этим чувством и искренне боялась, что
потом, через год, «не будет уже того, что теперь есть» в ней. Наташа – само
естество, воплощение «полноты жизни», природа, которая не терпит пустоты, и
26

потому увлечение Наташи Анатолем Курагиным, заполнившее образовавшуюся
после отъезда Болконского пустоту, вполне естественно. «Князя Андрея она
любила,- она помнила ясно, как сильно она любила его. Но Анатоля она любила
тоже, это было несомненно. «Иначе все это разве бы могло быть?» - думала
она. - …значит я с первой минуты полюбила его. Значит он добр, благороден,
прекрасен, и нельзя было не полюбить его. Что же мне делать, когда я люблю
его и люблю другого?» - говорила она себе, не находя ответов на эти страшные
вопросы».
Любовная история закончилась печально, но Наташа осталась жить,
послушно повинуясь своему «внутреннему стражу», который воспрещает ей
«всякую радость». Спасительными для неё стали слова Пьера: «Ежели бы я был
не я, а красивейший, умнейший и лучший человек в мире и был бы свободен, я бы
сию минуту на коленях просил руки и любви вашей». Всем своим «естеством»,
инстинктом доброго и любящего сердца, почувствовал Пьер, что нужно сказать
именно эти, спасительные для Наташи слова. Анатоль потерпел поражение в
поединке с Болконским. Наташа поняла этого человека и предала его проклятию.
В эпилоге мы видим другую Наташу. В ней произошли поразительные
перемены: «Она пополнела и поширела, так что трудно было узнать в этой
сильной матери тонкую, подвижную Наташу. Черты лица её определились и
имели выражение спокойной мягкости и ясности. В её лице не было, как прежде,
этого непрестанно горевшего огня оживления, составлявшего её прелесть.
Теперь часто видно было одно её лицо и тело, а души вовсе не было видно. Видна
была одна сильная, красивая и плодовитая самка. Очень редко зажигался в ней
теперь прежний огонь…И в те редкие минуты, когда прежний огонь зажигался
в её развившемся красивом теле, она бывала ещё более привлекательна, чем
прежде. Наташа до такой степени опустилась, что её костюмы, её прическа,
её невпопад сказанные слова, её ревность были обычным предметом шуток для
всех её близких. Предмет, в который погрузилась Наташа, была её семья, то
есть муж и дети».
27

Наташа в замужестве – идеал женской красоты для Толстого. Она
выполняет свое природное предназначение: рожает и воспитывает детей,
является истинной хранительницей семейного очага.
Вопросы для самоконтроля:
1. Портретная характеристика Наташи.
2. Как Наташа проявляет себя в отношении с окружающими?
3. Какой вы видите Наташу в майскую ночь в Отрадном?
4. В чем секрет успеха Наташи на первом балу?
5. Почему Наташа увлеклась Курагиным?
6. В чем причины духовного кризиса Наташи?
7. Как она изменилась после разрыва с Болконским?
8. Какие черты характера проявляются в Наташе в эпизоде с подводами?
9. Какие чувства руководят Наташей при уходе за раненым Болконским?
10. Какой вы видите Наташу в конце романа?
Написать сочинение-рассуждение по теме:
 Какой, по вашему мнению, должна быть идеальная женщина?

7. «Мысль народная» в романе
Общеизвестно высказывание Л. Н. Толстого о том, что в произведении
«надо любить… главную, основную мысль». Писатель утверждал, что «…в
«Войне и мире» больше всего он «любил мысль народную…».
Эта «народная мысль» глубже и ярче всего проявилась в изображении
Отечественной войны 1812 года, сплотившей всю русскую нацию ради одной
цели - спасти свою страну от французских захватчиков.
В названии романа слово «война» стоит на первом месте - тем самым
Толстой подчеркивает, что победа в Отечественной войне 1812 года на многие
28

десятилетия определила не только судьбу России, но и всей Европы. Возникал
естественный вопрос: почему исход событий был именно таким?
События первого тома «Войны и мира» напрямую как будто не связаны с
будущей Отечественной войной, но в событиях 1805−1807 годов Толстой
выделяет два ключевых, на его взгляд, сражения. В битве при Шенграбене
небольшой отряд Багратиона неожиданно одерживает победу над противником,
намного превосходящим его. И, наоборот, в Аустерлицком сражении огромная
союзническая армия терпит сокрушительное поражение от значительно
меньшей армии Наполеона.
Причину этих событий Толстой объясняет тем, что в солдата гонит в бой
палка капрала, но на поле боя палка становится не страшна, а поведение солдата
определяет что-то другое. Толстой называет это духом армии. Поражение в
Шенграбенском сражении привело бы к гибели всей армии Кутузова, и солдаты
знали это. Цель Аустерлицкого сражения была солдатам непонятна, и сложить
голову за тысячу верст от дома никому не хотелось.
Таким образом, изображение войны 1805-1807 годов должно было
подготовить читателя к мысли о том, что исход исторических событий зависит
не от воли императоров или таланта полководцев, а от духа народа.
Отечественная война 1812 года носила всенародный характер. Во время
войны произошло объединение нации — все были охвачены единым
патриотическим чувством, достигшим своего высшего проявления в массовом
героизме народа. Толстой неоднократно проводит мысль о том, что новые
победы в Отечественной войне были одержаны тогда, когда «поднялась дубина
народной войны». Именно в этом ключе изображает писатель и сдачу
Смоленска, и многочисленные эпизоды Бородинского сражения, и действия
партизан, и горящую Москву, и многое другое.
Оставление Москвы ее жителями — яркое проявление патриотизма
русских людей, событие, по мнению Толстого, более важное, чем отступление
русских войск от Москвы. Это акт гражданского самосознания москвичей: они
идут на любые жертвы, не желая быть под властью Наполеона. Не только в
29

Москве, но и во всех русских городах жители покидали их, поджигали их,
уничтожали свое имущество. С этим явлением наполеоновская армия
столкнулась лишь на территории России — в других странах жители
завоеванных городов оставались под властью французов и даже оказывали
завоевателям торжественный прием.
Толстой подчеркнул, что жители оставляли Москву стихийно. Их
заставляло делать это чувство национальной гордости, а не патриотические
«афишки» Растопчина. По-другому поступить они не могли, ведь «для русских
людей не могло быть вопроса: хорошо ли, или дурно будет под управлением
французов в Москве. Под управлением французов нельзя было быть: это было
хуже всего».
Важнейшая особенность войны 1812 г. - партизанское движение, которое
Толстой называет «дубиной народной войны»: «…дубина народной войны
поднялась со всею своею грозной и величественной силой и, не спрашивая
ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не
разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока
не погибло все нашествие». Народ бил противника «так же бессознательно, как
бессознательно собаки загрызают забеглую бешеную собаку», уничтожая
«Великую армию по частям».
Толстой пишет о существовании множества самых разных партизанских
отрядов («партий), у которых была единственная цель — изгнание французов с
русской земли. Эти партии были совершенно различны. Были такие, которые
перенимали все приемы армии — с пехотой, артиллерией, штабами, с
удобствами жизни. Были казачьи, кавалерийские партии. Были партии мелкие,
сборные, пешие и конные, были мужицкие и помещичьи. Был партия под
руководством одного дьячка, взявшая «в месяц несколько сот пленных».
Наконец, была партия старостихи Василисы, побившая сотни французов.
Участники стихийной народной войны действовали интуитивно, не
задумываясь об «общем ходе дел». Однако, подчеркивает Толстой, они
30

поступали именно так, как требовала историческая необходимость. «И эти-то
люди были самыми полезными деятелями того времени», - говорит писатель.
Истинная цель народной войны была не в том, чтобы полностью
уничтожить французскую армию, «забрать в плен всех французов» или «поймать
Наполеона с маршалами и армией». Цель беспощадной «дубины народной
войны», гвоздившей французов, была простой и понятной каждому русскому
патриоту - «очистить свою землю от нашествия».
Таким образом, Толстой своим произведением утверждает решающую
роль народных масс в истории. Любое историческое событие складывается, как
считает писатель, из бессознательных действий миллионов участников и не
зависит от роли отдельной личности.
Отечественная война 1812 года, главное историческое событие начала XIX
в., изображенное Толстым, занимает центральное место в композиции «Войны и
мира». Судьбы большинства героев писатель связывает именно с войной 1812
года, ставшей решающим этапом их биографии, высшей точкой в духовном
развитии. Однако Отечественная война не только кульминационный момент
каждой из сюжетных линий романа, но и кульминация «исторического» сюжета,
в котором раскрывается судьба русского народа.

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».