Габитова Т.А.Методические указания по выполнению ВСРО по дисциплине Математика

Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение РБ
«Бурятский республиканский многопрофильный
техникум инновационных технологий»

Габитова Т. А.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «МАТЕМАТИКА»

Северобайкальск
2021

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Пояснительная записка …………………………………………

3

2. Темы и виды внеаудиторной самостоятельной работы по
дисциплине «Математика» …………………………………….
3. Методические рекомендации по подготовке и оформлению

10
19

внеаудиторной самостоятельной работы …………………...
4. Заключение ……………………….………………………………

2

31

1. Пояснительная записка
Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной
работы предназначены для обучающихся первого курса в рамках изучения
дисциплины «Математика: алгебра и начала анализа; геометрия».
На освоение дисциплины «Математика: алгебра и начала анализа; геометрия»
учебным планом предусмотрено следующее количество часов:
Вид учебной работы
Объем часов
Обязательные аудиторные учебные занятия (всего)
в том числе:
практической подготовки
практические занятия
контрольные работы
Итоговая аттестация в форме экзамена

234
47
127
14

Освоение содержания учебной дисциплины «Математика: алгебра и начала
математического анализа; геометрия» обеспечивает достижение студентами
следующих результатов:
личностных:
 сформированность представлений о математике как универсальном языке
науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах
математики;
 понимание значимости математики для научно-технического прогресса,
сформированность отношения к математике как к части общечеловеческой
культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией
математических идей;
 развитие логического мышления, пространственного воображения,
алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне,
необходимом для будущей профессиональной деятельности, для
продолжения образования и самообразования;
 овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в
повседневной жизни, для освоения смежных естественнонаучных
дисциплин и дисциплин профессионального цикла, для получения
образования в областях, не требующих углубленной математической
подготовки;
 готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному
образованию как условию успешной профессиональной и общественной
деятельности;
 готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности;
3

 готовность к коллективной работе, сотрудничеству со сверстниками в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
проектной и других видах деятельности;
 отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в
решении личных, общественных, государственных, общенациональных
проблем;
метапредметных:
 умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности;
самостоятельно
осуществлять,
контролировать
и
корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для
достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
 умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности,
эффективно разрешать конфликты;
 владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания;
 готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, включая умение ориентироваться в
различных
источниках
информации,
критически
оценивать
и
интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
 владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать
свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
 владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ
своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их
достижения;
 целеустремленность в поисках и принятии решений, сообразительность и
интуиция, развитость пространственных представлений; способность
воспринимать красоту и гармонию мира;
предметных:
 сформированность представлений о математике как части мировой
культуры и о месте математики в современной цивилизации, о способах
описания на математическом языке явлений реального мира;
 сформированность представлений о математикеческих понятиях как о
важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать
разные процессы и явления; понимание возможности аксиоматического
построения математических теорий;
 владение методами доказательств и алгоритмов решения, умение их
применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;

4

 владение
стандартными
приёмами
решения
рациональных
и
иррациональных,
показательных,
степенных,
тригонометрических
уравнений и неравенств, их систем;
 использование готовых компьютерных программ, в том числе для поиска
пути решения и иллюстрации решения уравнений и неравенств;
 сформированность представлений об основных понятиях математического
анализа и их свойствах, владение умением характеризовать поведение
функций, использование полученных знаний для описания и анализа
реальных зависимостей;
 владение основными понятиями о плоских и пространственных
геометрических фигурах, их основных свойствах;
 сформированность умения распознавать на чертежах, моделях и в реальном
мире геометрические фигуры; применение изученных свойств
геометрических фигур и формул для решения геометрических задач и задач
с практическим содержанием;
 сформированность представлений о процессах и явлениях, имеющих
вероятностный характер, о статистических закономерностях в реальном
мире, об основных понятиях элементарной теории вероятностей;
 сформированность умений находить и оценивать вероятности наступления
событий в простейших практических ситуациях и основные характеристики
случайных величин;
 владение навыками использования готовых компьютерных программ при
решении задач.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине
«Математика»
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.

Наименование тем
Изучение развития понятий о числе.
Степени и корни. Степенная функция
Показательная функция
Логарифмическая функция
Аксиомы стереометрии и их простейшие следствия
Параллельность прямых и плоскостей
Перпендикулярность прямых и плоскостей
Элементы комбинаторики
Координаты и векторы
Тригонометрические формулы
Тригонометрические функции и их свойства
Тригонометрические уравнения
Функции, их свойства и графики
Многогранники
Тела и поверхности вращения
5

16.
17.
18.
19.
20.

Производная
Первообразная и интеграл
Элементы теории вероятностей
Элементы математической статистики
Уравнения и неравенства

Информационное обеспечение внеаудиторной самостоятельной работы
Основные источники:

1. Башмаков М.И. Математика: учебное пособие для студентов
учреждений

начального

и

среднего

профессионального

образования -М: ОИЦ "Академия", 2019 г.
2. Башмаков М. И. Математика. Сборник задач профильной
направленности: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф.
образования. — М., 2019.
3. Башмаков М. И. Математика. Задачник: учебное пособие для студ.
учреждений сред. проф. образования. — М., 2019.
4. Алимов Ш.А. и др. Алгебра и начала анализа: учебник для
общеобразовательных учреждений: 10-11 кл.- М.: Просвещение,
2019.
Дополнительные источники:
1. Колмогоров А.Н. и др. Алгебра и начала математического анализа:
учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на
электронном носителе.10-11 кл.- М.: Просвещение, 2019.
2. Погорелов Ф.В. Геометрия учебник для общеобразовательных
учреждений: базовый и профильный уровни. 10-11 кл.- М.:
Просвещение, 2019 г
3. Атанасян Л.С. и др. Геометрия: учебник для общеобразовательных
учреждений:10 (11) кл. – М., 2019.
6

4. Богомолов Н.В. Математика. Дидактические материалы: учебное
пособие для ссузов – М: Издательство "Дрофа",2017.
5. Богомолов Н.В., Самойленко П.И. Математика: учебное пособие
для ссузов – М: Издательство "Дрофа", 2017г.
6. Богомолов Н.В. Сборник задач по математике: учебное пособие
для ссузов – М: Издательство "Дрофа", 2017 г.
7. Григорьев С.Г., Гусев В. А., Иволгина С. В. Математика для
профессий и специальностей социально-экономического профиля:
учебник

для студентов учреждений начального и среднего

профессионального образования - М: ОИЦ "Академия",2017 г.
8. Габитова

Т.А.

внеаудиторной

Методические

указания

по

выполнению

работы

по

дисциплине

самостоятельной

«Математика», 2021 г.
Интернет-ресурсы.
1. Электронный учебник «Математика в школе, XXI век». Форма
доступа: http://school-collection.edu.ru
2. Электронная библиотека. Форма доступа:www.math.ru/lib
3. Информационные, тренировочные и контрольные материалы.
Форма доступа:www. fcior.edu.ru
4. Единая коллекции цифровых образовательных ресурсов. Форма
доступа: www.school-collection.edu.ru
5. Персональный сайт преподавателя Габитовой Т.А. Форма доступа:
https://brmtit305.wixsite.com/gabitova
6. РЕШУ ЕГЭ. Образовательный портал для подготовки к экзаменам.
Математика. Форма доступа: https://ege.sdamgia.ru

7

Темы для выполнения индивидуальных проектов.
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.

Наименование темы
Великие математики древности.
Автоподобные фигуры.
Геометрические модели в естествознании.
Геометрия Евклида как первая научная система.
Геометрия Лобачевского.
Диофантовы уравнения.
Влияние компьютерных игр на успеваемость.
Великие математики и их великие теоремы
Замечательные математические кривые: розы и спирали.
Золотое сечение в художественной гимнастике.
Математика в годы Великой Отечественной войны.
Статистика вокруг нас.
Математика и философия.
Математика в экономике. Потребительские кредиты в условиях
современного общества.
Все загадки и применение Бутылки Клейна.
Геометрические формы в искусстве.
Графы и их применение в архитектуре.
Загадочный мир факториалов.
Интеграл и его применение в жизни человека.
Использование матриц при решении экономических задач.
Исследование ленты Мёбиуса и её свойств: топологический курьез или
удивительное открытие в мире науки?
Комплексные числа и их роль в математике.
Магические квадраты.
Математика в архитектуре. Платоновы тела. Симметрия и гармония
окружающего мира.
Математика на шахматной доске.
Математическая логика и ее достижения.
Метод математической индукции и его применение.
Методы решения игровых задач.
Природа и история мнимых чисел.
Природа множеств.
Разработка программных продуктов расчета химических задач.
Случайные события и их математическое описание.
Циклоида - загадка математики и природы.
Число «е» и его тайны.
Эти замечательные логарифмы.
8

36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.

Женщины-математики.
Лабиринты. Поиски выхода
Геометрия и искусство.
Математика и спорт.
Математика вокруг нас.
Топология.
Парадоксы и софизмы.
Магические квадраты.
Математические характеристики египетских пирамид.
Математические квадраты
Формула Пика.
Старинные меры длины.
Непрерывные дроби.
Применение сложных процентов в экономических расчетах.
Параллельное проектирование.
Средние значения и их применение в статистике.
Векторное задание прямых и плоскостей в пространстве.
Сложение гармонических колебаний.
Графическое решение уравнений и неравенств.
Правильные и полуправильные многогранники.
Конические сечения и их применение в технике.
Понятие дифференциала и его приложения.
Схемы Бернулли повторных испытаний.
Исследование уравнений и неравенств с параметром.
Шифры и математика.
Математика в педиатрии.
Кубик Рубика. Детская игрушка или сложнейший математический
тренажёр.
Математики Вундеркинды.
Занимательные головоломки мира.
Удивительный мир фракталов.
Сотовая мобильная связь.

9

2.
№

Наименование
темы

1.

Изучение
развития понятий
о числе.

Темы и виды внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Математика»
Кол-во
часов
на
ВСРО
3

Виды ВСРО

Учебные издания,
интернет-ресурсы

Задания для выполнения.

Выполнение
домашнего
задания по теме.
Анализ
материала
основной и
дополнительной
учебной
литературы

Башмаков
М.И.
Математика:
учебное пособие
для
студентов
учреждений
начального
и
среднего
профессиональног
о образования - М:
ОИЦ
"Академия",2019 г.
Алимов Ш.А. и др.
Алгебра и начала
анализа: учебник
для
общеобразователь
ных учреждений:
10-11
кл.М.:
Просвещение, 2019
Богомолов
Н.В.
Сборник задач по
математике:
учебное пособие
для ссузов – М:
Издательство
"Дрофа", 2019 г
Башмаков
М.И.
Математика:
учебное пособие

Домашние задания и рекомендации по их
выполнению
студенты получают на
аудиторных занятиях.
О[1] глава 1, занятия 1,2,3.
О[1] глава 1, занятие 4.

Решение
тренировочных
упражнений по
теме.

2.

Степени и корни.
Степенная
функция

5

Выполнение
домашнего
задания по теме.

О[4] Упражнения к главе 1, № 93.
.

Форма
предоставления
выполненной
ВСР
Устный ответ.
Письменно в
рабочей тетради

Методы
проверки
ВСРО
Фронтальный

Письменно в
тетради для
внеаудиторной
самостоятельной
работы

Индивидуальный

Устный ответ.
Письменно в
рабочей тетради

Фронтальный

Д[6] §2, №14, №19(1).
Д[6] §1 №4(6), №6(6), №7(6), №8(6).

Домашние задания и рекомендации по их
выполнению
студенты получают на
аудиторных занятиях.

Анализ
материала
основной и
дополнительной
учебной
литературы

Решение
упражнений из
сборников ЕГЭ
по теме.

Решение
тренировочных
упражнений по
теме.

для
студентов
учреждений
начального
и
среднего
профессиональног
о образования - М:
ОИЦ
"Академия",2019 г.
Алимов Ш.А. и др.
Алгебра и начала
анализа: учебник
для
общеобразователь
ных учреждений:
10-11
кл.М.:
Просвещение, 2019
Образовательный
портал
«Решу
ЕГЭ», математика
профильная
http://reshuege.ru/

О[1] глава 2, занятия 1,2,3.

О[4] глава 2, §6,9,10.

В1.Простейшие
Письменно в
уравнения→иррациональные
тетради для
уравнения(10).
внеаудиторной
В4.Вычисления
и самостоятельной
преобразования→Преобразования
работы
числовых иррациональных выражений(7)
→Преобразования
буквенных
иррациональных выражений(7).
Алимов Ш.А. и др. О[4] Упражнения к главе 1, №94(2),97,
Письменно в
Алгебра и начала №96,100.
тетради для
анализа: учебник О[4] упражнения к главе 2, №183
внеаудиторной
для
самостоятельной
общеобразователь
работы
ных учреждений:
10-11
кл.М.:
Просвещение, 2019

11

Индивидуальный

Индивидуальный

3.

Показательная
функция

3

Выполнение
домашнего
задания по теме.
Анализ
материала
основной и
дополнительной
учебной
литературы
Решение
тренировочных
упражнений по
теме.

Решение
упражнений из
сборников ЕГЭ

4.

Логарифмическая
функция

4

Выполнение
домашнего
задания по теме.
Анализ
материала
основной и
дополнительной
учебной
литературы

Башмаков
М.И.
Математика:
учебное пособие
для
студентов
учреждений
начального
и
среднего
профессиональног
о образования - М:
ОИЦ
"Академия",2019 г.
Алимов Ш.А. и др.
Алгебра и начала
анализа: учебник
для
общеобразователь
ных учреждений:
10-11
кл.М.:
Просвещение, 2019
Образовательный
портал
«Решу
ЕГЭ» , математика
профильная
http://reshuege.ru/

Домашние задания и рекомендации по их
выполнению
студенты получают на
аудиторных занятиях.
О[1] глава 2, занятие 5,6.

Устный ответ.
Письменно в
рабочей тетради

Фронтальный

О[4] упражнения к главе 3,
№250(1,3),251(1,3),252(1,3.)
О[4] упражнения к главе 3, № 253.

Письменно в
тетради для
внеаудиторной
самостоятельной
работы

Индивидуальный

В1. Простейшие уравнения→
Письменно в
показательные уравнения(10).
тетради для
В4. Вычисления и
внеаудиторной
преобразования→вычисление значений
самостоятельной
степенных выражений (7) →действия со
работы
степенями(7).
Башмаков
М.И. Домашние задания и рекомендации по их
Устный ответ.
Математика:
выполнению
студенты получают на
Письменно в
учебное пособие аудиторных занятиях.
рабочей тетради
для
студентов О[1] глава 2, занятие 4.
учреждений
О[1] глава 2, занятие 5,6.
начального
и
среднего
профессиональног
о образования - М:
ОИЦ

Индивидуальный

12

Фронтальный

"Академия",2019 г.
Решение
тренировочных
упражнений.

Решение
упражнений из
сборников ЕГЭ

5.

6.

Аксиомы
стереометрии и их
простейшие
следствия

1

Параллельность
прямых
и
плоскостей

3

Выполнение
домашнего
задания по теме.
Анализ
материала
основной и
дополнительной
учебной
литературы
Выполнение
домашнего
задания по теме.
Анализ
материала
основной и
дополнительной
учебной

Алимов Ш.А. и др.
Алгебра и начала
анализа: учебник
для
общеобразователь
ных учреждений:
10-11
кл.М.:
Просвещение, 2019
Образовательный
портал
«Решу
ЕГЭ» , математика
профильная
http://reshuege.ru/

Письменно в
тетради для
внеаудиторной
самостоятельной
работы

Индивидуальный

В1.Простейшие уравнения→
Письменно в
логарифмические уравнения
тетради для
уравнения(10).
внеаудиторной
В4.Вычисления и преобразования→
самостоятельной
преобразования числовых
работы
логарифмических выражений (7)
→преобразования буквенных
логарифмических выражений (7).
Погорелов
Ф.В. Домашние задания и рекомендации по их
Устный ответ.
Геометрия учебник выполнению
студенты получают на
Письменно в
для
аудиторных занятиях.
рабочей тетради
общеобразовательны Д[2]§1.

Индивидуальный

О[4] упражнения к главе 4, №368-372(1,3)
О[4] упражнения к главе 4, №378,379,381.

Фронтальный

х
учреждений:
базовый
и
профильный уровни.
10-11
кл.М.:
Просвещение, 2019 г

Башмаков
М.И.
Математика:
учебное пособие
для
студентов
учреждений
начального
и
среднего
профессиональног

Домашние задания и рекомендации по их
выполнению
студенты получают на
аудиторных занятиях.
О[1] глава 3, занятие 1,2.

13

Устный ответ.
Письменно в
рабочей тетради

Фронтальный

литературы

о образования - М:
ОИЦ
"Академия",2019 г.
Погорелов
Ф.В. Д[2]§2 п.7,8,9.
Геометрия учебник Д[2]§2 п.10,11,12
для
общеобразовательны
х
учреждений:
базовый
и
профильный уровни.
10-11
кл.М.:
Просвещение, 2019 г

7.

Перпендикулярно
сть прямых и
плоскостей

4

Подготовка
учебного
проекта

«Квант»: журнал.
www.kvant.mirrorl.
mccme.ru
Электронная
библиотека.
www.math.ru/lib

Решение
тренировочных
упражнений.

Выполнение
домашнего
задания по теме.
Анализ
материала
основной и
дополнительной

Определение
объекта
и
предмета
исследования.
Формулировка
цели
исследования, гипотезы и задач. Выбор
методов исследования.

В электронном
виде в формате
Microsoft Word

Индивидуальный

Погорелов
Ф.В. Д[2]§2 №7(2),13(2.)
Геометрия учебник Д[2]§2 №18,23,27.
для
общеобразовательны
х
учреждений:
базовый
и
профильный уровни.
10-11
кл.М.:
Просвещение, 2019

Письменно в
тетради для
внеаудиторной
самостоятельной
работы

Индивидуальный

Башмаков
М.И.
Математика:
учебное пособие
для
студентов
учреждений
начального
и
среднего

Устный ответ.
Письменно в
рабочей тетради

Фронтальный

Домашние задания и рекомендации по их
выполнению
студенты получают на
аудиторных занятиях.
О[1] глава 5, занятие 4.

14

учебной
литературы

Решение
тренировочных
упражнений.

8.

Элементы
комбинаторики

4

профессиональног
о образования - М:
ОИЦ
"Академия",2019 г.
Погорелов
Ф.В.
Геометрия учебник
для
общеобразовательны
х
учреждений:
базовый
и
профильный уровни.
10-11
кл.М.:
Просвещение, 2019
Погорелов
Ф.В.
Геометрия учебник
для
общеобразовательны
х
учреждений:
базовый
и
профильный уровни.
10-11
кл.М.:
Просвещение, 2019

Д[2]§3 п.14,15,16,17.
Д[2]§3 п.18,19,20,21.

Д[2]§3№ 3(2),7,16.
Д[2]§3 №23,36(2),59(2)

Письменно в
тетради для
внеаудиторной
самостоятельной
работы

Индивидуальный

Письменно в
тетради для
внеаудиторной
самостоятельной
работы

Индивидуальный

Подбор и изучение литературы по теме
исследования.

В электронном
виде в формате
Microsoft Word

Индивидуальный

Домашние задания и рекомендации по их
выполнению
студенты получают на

Устный ответ.
Письменно в

Фронтальный

Решение
упражнений из
сборников ЕГЭ

Образовательный
В3. Планиметрия (с каждой строки по 5
портал
«Решу задач).
ЕГЭ» , математика
профильная
http://reshuege.ru/

Подготовка
учебного
проекта

«Квант»: журнал.
www.kvant.mirrorl.
mccme.ru
Электронная
библиотека.
www.math.ru/lib
Башмаков
М.И.
Математика:

Выполнение
домашнего

15

задания по теме.
Анализ
материала
основной и
дополнительной
учебной
литературы

Решение
тренировочных
упражнений.

9.

Координаты
векторы

и

5

Выполнение
домашнего
задания по теме.
Анализ
материала
основной и
дополнительной

учебное пособие аудиторных занятиях.
для
студентов О[1] глава 4, занятие 1,2.
учреждений
О[1] глава 4, занятие 3.
начального
и
среднего
профессиональног
о образования - М:
ОИЦ
"Академия",2019 г.
Алимов Ш.А. и др.
Алгебра и начала
анализа: учебник
для
общеобразователь
ных учреждений:
10-11
кл.М.:
Просвещение, 2019
Никольский С.М.,
Потапов
М.К.,
Решетников Н.Н. и
др.
Алгебра
и
начала
математического
анализа (базовый и
профильный
уровни). 10кл.– М.,
2006.
Башмаков
М.И.
Математика:
учебное пособие
для
студентов
учреждений
начального
и
среднего

рабочей тетради

О[4] глава 11, §60, 61,62,63,64.

Стр.24 №1.56, стр.27 №1.58, стр.29 №
1.63(выборочно).

Письменно в
тетради для
внеаудиторной
самостоятельной
работы

Индивидуальный

Домашние задания и рекомендации по их
выполнению
студенты получают на
аудиторных занятиях.
О[1] глава 5,занятие 1.
О[1] глава 3,занятие 3.

Устный ответ.
Письменно в
рабочей тетради

Фронтальный

16

учебной
литературы

профессиональног
о образования - М:
ОИЦ
"Академия",2019 г
Погорелов
Ф.В.
Геометрия учебник Д[2]§4 п.35,36,37,38.
для
общеобразовательны
х
учреждений:
базовый
и
профильный уровни.
10-11
кл.М.:
Просвещение, 2019

10. Тригонометрическ
ие формулы

4

Подготовка
учебного
проекта

«Квант»: журнал.
www.kvant.mirrorl.
mccme.ru
Электронная
библиотека.
www.math.ru/lib

Решение
тренировочных
упражнений.

Выполнение
домашнего
задания по теме.
Анализ
материала
основной и
дополнительной
учебной

Подготовка,
проведение
исследования.

В электронном
виде в формате
Microsoft Word

Индивидуальный

Погорелов
Ф.В. Д[2]§4, № 2,7,11.
Геометрия учебник Д[2]§4, №36.
для
Д[2]§4 №51,53, 60, 63,66.
общеобразовательны
х
учреждений:
базовый
и
профильный уровни.
10-11
кл.М.:
Просвещение, 2019

Письменно в
тетради для
внеаудиторной
самостоятельной
работы

Индивидуальный

Башмаков
М.И. Домашние задания и рекомендации по их
Математика:
выполнению
студенты получают на
учебное пособие аудиторных занятиях.
для
студентов
учреждений
начального
и
среднего
профессиональног

Устный ответ.
Письменно в
рабочей тетради

Фронтальный

17

и

анализ

литературы
Решение
упражнений из
сборников ЕГЭ.

о образования - М:
ОИЦ
"Академия",2019 г.
Образовательный
портал
«Решу
ЕГЭ», математика
профильная
http://reshuege.ru/

В4 вычисления и преобразования
→вычисление значений
тригонометрических
выражений(7)→преобразования числовых
тригонометрических
выражений(7)→преобразования
буквенных тригонометрических
выражений(7).

18

Письменно в
тетради для
внеаудиторной
самостоятельной
работы

Индивидуальный

3.

Методические рекомендации по подготовке и оформлению
внеаудиторной самостоятельной работы

Памятка обучающимся для самостоятельной работы с источниками
информации
1). Составление плана
План - это самая короткая форма оформления записей, которая не передаёт
фактического содержания изучаемого материала, а лишь указывает схему его
подачи и позволяет обучающимся:
• восстановить в памяти содержание источника;
• составить записи разного рода;
• ускорить проработку источника информации;
• организовать самоконтроль;
• сосредоточить внимание и стимулировать самостоятельную работу.
Составление плана при работе с текстом осуществляется по следующему
алгоритму:
 прочесть текст целиком;
 разделить его на смысловые части;
 дать заголовок каждой части (заголовки должны отражать содержание части).
2). Составление тезисов
Тезис - это положение, кратко излагающее какую-либо идею, а также одну из
основных мыслей лекции, доклада и т.п. Тезисы:
 повторяют, сжато формулируют и заключают написанное или изложенное
устно;
 всегда имеют доказательства;
 всегда подразумевают аргументацию и выявляют суть содержания;
 позволяют обобщить материал.
Составление тезисов при работе с текстом осуществляется по следующему
алгоритму:
 ознакомиться с содержанием материала;
 разбить текст на смысловые блоки;
 определить главную мысль каждой части;

 понять суть этой мысли и передать ее с вой ми словами (или найти
подходящую формулировку в тексте);
 тезисы

необходимо

нумеровать,

чтобы

сохранить

логику

авторских

рассуждений.
3). Составление конспектов
Конспект - это краткая запись содержания текста, выделение главных идей и
положений.
Основные требования к написанию конспекта: системность и логичность
изложения материала, краткость, убедительность и доказательность.
Можно выделить следующие виды конспектов:
 плановый - при создании такого конспекта сначала пишется план текста, по
каждому пункту которого даётся комментарий. Это могут быть цитаты или
свободно изложенный текст;
 тематический - такой конспект является кратким изложением данной темы,
раскрываемой по нескольким источникам;
 текстуальный - этот конспект представляет собой монтаж цитат, которые
связаны логическими переходами;
 свободный - данный вид конспекта включает в себя и цитаты, и собственные
формулировки.
Составление конспекта может осуществляться по следующему алгоритму:
 прочитать текст, отметить в нём новые слова, непонятные места, имена, даты;
составить перечень основных мыслей, содержащихся в тексте, составить
простой план, который поможет группировать материал в соответствии с
логикой изложения;
 выяснить в словаре значение новых, непонятных слов, записать их в тетрадь
или словарь в конце тетради;
 повторно прочитать текст, сочетая чтение с записью основных мыслей автора
и их иллюстраций. Запись ведётся своими словами, без переписывания текста.
Важно стремиться к краткости, пользуясь правилами записи текста;
 прочитать конспект ещё раз, доработать его.
4). Составление аннотации
20

Аннотация - краткая характеристика текста (книги, статьи, рукописи),
раскрывающая содержание и фиксирующая основные проблемы, затронутые в
тексте, мнения, оценки, выводы автора.
Основные требования, предъявляемые к составлению аннотации, заключаются
в следующем:
 композиция аннотации должна быть внутренне логична и мо¬жет отличаться
от композиции исходного текста; » отбор сведений, формулирование выводов
и их расположение зависят от характера аннотации;
 язык аннотации должен отличаться лаконичностью, простотой, ясностью.
Аннотация имеет две обязательные части:
1) содержит краткую характеристику текста и формулировку темы;
2)

перечисление основных положений текста и указание на адресата

(читательскую аудиторию).
5). Составление рецензии и отзыва
Отзыв - общая оценка, мнение, впечатление о работе, произведении без
детального анализа.
Рецензия - разбор и оценка какого-нибудь сочинения, работы, статьи, которая
кратко, объективно воспроизводит взгляды автора; а также даёт развёрнутое научно
обоснованное оценочное отношение к главным идеям рецензируемого источника.
План составления отзыва и рецензии
Структура
Вступление

Отзыв
Рецензия
Предмет анализа, актуальность темы,
Предмет анализа,
структура текста, соответствие работы актуальность темы, структура
заявленной теме.
текста
Основная
Общая характеристика и оценка
Изложение позиции автора
часть
качества выполнения работы; оценка
по ключевым вопросам
полноты разработки поставленных
исследуемой проблемы,
вопросов теоретической и практической
изложение отношения
значимости
рецензента к исследуемой
проблеме, критическая
оценка изложенных автором
идей, выводов, доказательств
Заключение
Общая оценка работы, пожелания
Выводы рецензента,
автору
пожелания автору
21

6). Составление доклада
Доклад - публичное сообщение на определённую тему, способствующее
формированию

навыков

исследовательской

работы,

стимулирующее

познавательный интерес.
Составление доклада осуществляется по следующему алгоритму:
 подобрать литературу по изучаемой теме, ознакомиться с её содержанием;
 пользуясь закладками, отметить наиболее существенные места или сделать
выписки;
 составить план доклада;
 используя рекомендации по составлению тематического конспекта и
составленный план, написать доклад, в заключении которого обязательно
выразить своё отношение к излагаемой теме и её содержанию;
 прочитать текст и отредактировать его;
 оформить его в соответствии с требованиями к оформлению докладов. (При
устном выступлении следует соблюдать требования к устной речи.)
7). Составление реферата
Реферат - краткое изложение содержания книги, статьи или нескольких работ
по общей тематике на основе классификации, обобщения, анализа, с формулировкой
собственных выводов.
Рефераты классифицируются:
1) по полноте изложения:
• информативные (рефераты-конспекты);
• индикативные (рефераты-резюме);
2) по количеству реферируемых источников:
• монографические;
• обзорные;
3) по читательскому назначению:
• общие - ориентация на широкую аудиторию; характеристика содержания в целом;
• специализированные - ориентация на специалистов.
Оформление текста реферата включает в себя:
1) титульный лист;
22

2) содержание;
3) введение;
4) основная часть;
5) заключение;
6) список источников информации;
7) приложения.
Введение (1-2 печатных листа): обоснование темы реферата, её актуальность,
значимости; перечисление вопросов, рассматриваемых в реферате; определение
целей и задач работы: обзор источников и литературы.
Основная часть: основная часть имеет название, выражающее суть реферата;
может состоять из двух-трёх разделов, которые тоже имеют название. В основной
части глубоко и систематизированно излагается состояние изучаемого вопроса;
приводятся противоречивые мнения, содержащиеся в различных источниках,
которые анализируются и оцениваются с особой тщательностью.
Заключение (выводы автора и предложения): формулируются результаты
анализа эволюции и тенденции развития рассматриваемого вопроса; даются
предложения о способах решения существенных вопросов, пути использования
результатов работы.
Приложения (таблицы, схемы, графики, фотографии, макеты, эскизы и т.п.).
Список источников информации оформляется в алфавитном порядке.
Основные требования, предъявляемые к реферату:
 точное изложение взглядов автора;
 изложение всех наиболее существенных моментов реферируемого источника
(конспективно, фрагментарно, аналитически - на выбор референта);
 соблюдение единого стиля изложения;
 использование точного, краткого, литературного языка;
 логическая последовательность изложения;
 ограниченность объёма (не более 10-15 страниц печатного текста).
В процессе работы над рефератом можно выделить 4 этапа:
1) вводный - выбор темы, работа над планом и введением;
2) основной - работа над содержанием и заключением реферата;
23

3) заключительный - оформление реферата;
4) защита реферата.
При изложении материала необходимо соблюдать общепринятые правила:
 не рекомендуется вести повествование от первого лица единственного числа.
Такие утверждения лучше выражать в безличной форме. Например, вместо
фразы «проведение мною эксперимента» лучше писать «проведённый
эксперимент»;
 при упоминании в тексте фамилий сманить инициалы перед фамилией;
 каждая глава (параграф) начинается с новой страницы;
 при изложении различных точек зрения и научных положений, цитат,
выдержек из литературы необходимо соблюдать следующие требования:
1)

цитата приводится в той форме, в какой дана в источнике, заключается в

кавычки с обеих сторон;
2)

цитата должна быть полной. Возможен пропуск слов, предложений в цитате,

который обозначается многоточием. Многоточие ставится в любом месте цитаты.
Знак препинания, стоящий перед пропущенным текстом или за ним, не сохраняется;
3) каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник;
4) допускается непрямое цитирование, т.е. пересказ мыслей других авторов своими
словами. В этом случае также необходимо сделать ссылку на источник;
5)

цитирование не должно быть избыточным: это создаёт впечатление

несамостоятельной работы;
6) при необходимости выразить своё отношение к цитате или её отдельным словам
рекомендуется ставить после них восклицательный

или

вопросительный знаки,

которые заключают в круглые скобки;
7)

сноски на источники цитирования могут оформляться различными способами:

цитата в тексте, построчная сноска на литературный источник, при помощи общего
списка использован-ной литературы.
Требования к оформлению реферата
1) Текст реферата набирается в редакторе Microsoft Word, ориентация – книжная,
А4, поля по 2 см. Шрифт - «Times New Roman», кегль – 14, цвет – черный. Абзац –
отступ 1,25 см., междустрочный интервал – 1,15, выравнивание текста – по ширине.
24

Страницы нумеруются в низу по центру, на титульной странице номер не
указывается. Заголовки и подзаголовки располагаются по центру, полужирное
начертание. Объём реферата - до 15 страниц.
2)

Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы, фотоснимки, карты)

располагаются в работе непосредственно после текста, где они упоминаются
впервые, или на следующей странице. На все иллюстрации в работе должны быть
даны ссылки - каждая иллюстрация должна иметь название, которое помещается над
ней. Под иллюстрацией помещают поясняющий данные (подрисуночный текст).
Иллюстрация обозначается словом «Рис.» после поясняющих данных. Иллюстрации
нумеруют арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей работы.
Если в работе одна иллюстрация, её не нумеруют и слово «Рис.» под ней не пишут.
3)

Цифровой материал оформляют в виде таблиц. Таблицы располагают и работе

непосредственно после текста, в которой они упоминаются впервые, или на
следующей странице. На все таблицы должны быть ссылки в тексте. Таблицы
нумеруют арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей работы.
Номер размещают в правом верхнем углу над её заголовком после слова «Таблица».
Если в работе одна таблица, её не нумеруют и слово «Таблица» не пишут.
4) Образец оформления титульного листа.

25

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ГАПОУ РБ «БУРЯТСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ
ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»1

СЛОЖЕНИЕ ГАРМОНИЧЕСКИХ КОЛЕБАНИЙ2

Выполнил: обучающийся группы ТЭПС-16
Попов Николай Александрович
Преподаватель: Габитова Т.А.
Оценка ____________________________
Подпись преподавателя _____________

Северобайкальск
2016
1

наименование образовательного учреждения прописывается прописными буквами, шрифт Times New Roman, 12 кегль,
полужирное начертание, межстрочный интервал – 1,5; выравнивание по центру
2
наименование темы прописывается прописными буквами, шрифт Times New Roman, 14 кегль, полужирное начертание,
межстрочный интервал – 1,5; выравнивание по центру

26

8). Оформление презентации.
Требования к оформлению презентации.
 Презентации выполняются в программе Microsoft Office Power Point;
 На титульном листе указывается название (размер шрифта 40-44 кегль) и
сведения об авторе (ФИО, группа);
 Объем презентации не менее 10 слайдов;
 Размер шрифта 24 – 30 кегль;
 Презентация должна содержать план, основную часть и заключение;
 На последнем слайде указывают список источников информации, перечень
интернет-ресурсов;
 В презентацию можно включать рисунки, фотодокументы, схемы; (в таком
случае шрифт можно уменьшить до 18-20 кегль;
 Дизайн и анимация устанавливается обучающимся самостоятельно.
Образец оформления титульного слайда презентации:

27

9). Составление индивидуального проекта
1) Требования к оформлению текстовой части:
шрифт Times New Roman;
14 кегль;
межстрочный интервал 1,5;
текст выравнен по ширине;
красная строка – 1,25;
интервал до и после абзаца удален;
подзаголовки – полужирным начертанием, выравнены по центру;
глава начинается с новой страницы.
2) Что должно быть во введении.
Выбрав тему и изучив литературу, нужно сформулировать цель и задачи
работы и составить план.
Цель - это осознаваемый образ предвосхищаемого результата. Возможно,
формулировка цели в ходе работы будет меняться, но изначально ее необходимо
обозначить, чтобы ориентироваться на нее в ходе исследования. Определяясь с
целью дальнейшей работы, студент параллельно думает над составлением плана.
Причем, необходимо четко соотносить цель и план работы.
Можно предложить два варианта формулирования цели.
1. Формулирование цели при помощи глаголов: «исследовать», «изучить»,
«проанализировать»,
«систематизировать»,
«осветить»,
«изложить»
(представления, сведения), «создать», «рассмотреть», «обобщить» и т.д.
2. Формулирование цели с помощью вопросов. Например, цель заключается в
том, чтобы ответить на вопрос: «Какие классификации методов обучения
существуют в настоящее время в педагогической науке?».
Цель разбивается на задачи - это ступеньки в достижении цели.
Работу над планом необходимо начать еще на этапе изучения литературы. План
- это точный и краткий перечень положений в том порядке, как они будут
расположены в работе, этапы раскрытия темы.
Черновой набросок плана в ходе работы дополняется и изменяется.
Существуют два основных типа плана: простой и сложный (развернутый). В
простом плане содержание делится на параграфы, а в сложном - на главы и
параграфы.

28

1.

Основные части работы:
Введение
Краткое изложение темы, отражение актуальности,
определение цели, задач, методов исследования.

2.

Основная часть

Раскрытие содержания работы в соответствии с планом.
Каждая часть плана (параграф) заканчивается выводом.

3.

Заключение

Подводится обобщение по основной части, указывается,
что поставленная цель достигнута.

4.

Список
источников
информации

Оформляется в алфавитном порядке. Сначала книжные
источники, затем интернет-ресурсы.

5.

Приложение
Графики, схемы, фотографии, таблицы и т.д.
(необязательная
часть)

Введение - одна из составных и важных частей. В объеме работы введение, как
правило, составляет 1-2 машинописные страницы. Работу над введением
необходимо построить следующим образом.
1. Сделайте вступление - это 1-2 вводных абзаца. Желательно, чтобы вступление
было ярким, интригующим, проблемным. Можно начать, например, с какогото определения: «Политические отношения — это...».
2. Обоснуйте актуальность выбранной темы, т.е. ответьте на вопрос: «Почему я
выбрал(а) эту тему, чем она меня заинтересовала?». Можно и нужно связывать
тему реферата с современностью, предстоящей профессиональной деятельностью.
3. Сформулируйте цель и задачи работы.
4. Сделайте краткий обзор литературы и источников по проблеме. В этой части
работы над введением необходимо охарактеризовать основные источники и
литературу, с которой работает автор, оценить ее полезность, доступность.
5. Осветите историю вопроса - кратко охарактеризуйте круг представлений,
которые сложились в науке по исследуемой проблеме и стали известны
студенту. Допустим, тема реферата «Происхождение человека». Существует
множество версий и теорий происхождения человека, например, религиозная,
трудовая, аномальная, космическая и т. д. Или нет и не может быть единой
точки зрения на проблему этапов становления человеческого общества и т.д.
6. Сделайте вывод - обобщение, которое необходимо делать при завершении
работы над введением.
Содержание работы должно соответствовать теме, полно её раскрывать. Все
рассуждения нужно аргументировать. Следует стремиться к тому, чтобы изложение
29

было ясным, простым, точным и при этом выразительным. При предоставлении
материала необходимо соблюдать следующие общепринятые правила.
1. Не рекомендуется вести повествование от первого лица единственного числа.
Такие утверждения лучше выражать в безличной форме. Например, вместо
фразы: «Проведенный мною эксперимент», лучше писать: «Проведенный
эксперимент».
2. При упоминании в тексте фамилий необходимо ставить инициалы перед
фамилией.
3. Каждая глава (параграф) начинается с новой страницы.
4. При изложении различных точек зрения и научных положений, цитат,
выдержек из литературы необходимо соблюдать ряд требований:
 цитату нужно приводить точно по источнику и заключать в кавычки;
 цитата должна быть полной, возможен пропуск слов, предложений в цитате,
который обозначается многоточием, многоточие ставится в любом месте
цитаты, знак препинания, стоящий перед пропущенным текстом или за ним,
не сохраняется;
 каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник;
 допускается непрямое цитирование, т.е. пересказ мыслей других авторов
своими словами, в этом случае также необходимо сделать ссылку на
источник;
 цитирование не должно быть избыточным, что создает впечатление
несамостоятельной работы;
 при необходимости выразить свое отношение к цитате или к какой-то мысли
автора рекомендуется ставить после восклицательный или вопросительный
знаки, которые заключают в круглые скобки;
 сноски на источники цитирования можно оформлять различными способами
(прямо в тексте указывается автор и название источника или номер источника
в списке).
Заключение - самостоятельная часть работы. Оно не должно быть кратким
пересказом содержания работы. Заключение содержит:
 основные выводы в сжатой форме;
 оценку полноты и глубины решения тех вопросов, которые вставали в
процессе изучения.
Объем заключения - 1-2 машинописных листа формата А-4.
Приложение помещают после заключения, оно содержит материалы,
дополняющие основной текст реферата. Это могут
быть: таблицы, схемы,
фрагменты источников, иллюстрации, фотоматериалы, словарь терминов,
афоризмы, изречения, рисунки и т.д.

30

Заключение
Актуальность методических указаний

заключается в том, что пособие

оказывает помощь обучающимся в усвоении материала, способствует развитию
познавательной деятельности, логического, образного, аналитического и других
видов мышления. Позволяет обратить внимание на практическую направленность
рассматриваемых задач, тем самым, реализуя цель профессионального образования
–

создание

образовательной

среды

для

развития

активной

социально-

адаптированной личности в процессе реализации личностно-ориентированных
подходов, приведение качества подготовки выпускников в соответствие с
потребностями работодателей и рынка труда.

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».