Федоткин А.П. Курс лекций по дисциплине История

Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение РБ
«Бурятский республиканский многопрофильный
техникум инновационных технологий»

Федоткин А. П.

КУРС ЛЕКЦИЙ И КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ИСТОРИЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ
УКАЗАНИЯ
Содержание
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

СОДЕРЖАНИЕ
1.

Введение………………………………………………………… 5

2.

СССР после войны......................................................................

6

3.

Развитие СССР в 50-х - 60-х годах XX века.............................

8

4.

Развитие СССР в 60-х - 80-х годах XX века.............................

14

5.

СССР в годы Перестройки.........................................................

17

6.

Российская Федерация в 90-е годы...........................................

21

7.

Российская Федерация в 2000-е годы………………………… 29

8.

Вопросы Контрольной работы………………………………… 33

2

ВВЕДЕНИЕ
Данное методическое пособие содержит в себе конспекты лекций по
курсу Истории ОГСЭ для заочного отделения. Для удобства читателя
методическое пособие структурировано по хронологическим этапам истории и
охватывает период с 1945 по 2008 года.
В конце лекционного материала размещаются вопросы для Контрольной
работы.

3

СССР ПОСЛЕ ВОЙНЫ
Вторая мировая война завершилась полным разгромом германского
фашизма и японского милитаризма. Великая Отечественная война советского
народа являлась ее важнейшей составной частью. На советско-германском
фронте были разбиты 607 дивизий противника. Германия потеряла в войне с
СССР 10 млн. человек (80% ее военных потерь). Потери Советского Союза
были значительно выше - 27 млн. человек, из которых около 20 млн. гражданские, и одна треть национального богатства. Результатом послевоенной
ялтинско-потсдамской системы международных отношений стала новая
геополитическая ситуация, основанная на построении двублокового
противостояния - США, взявших под контроль Западную Европу, против
СССР, распространившим свое влияние на Восточную Европу.
Общественно-политический строй СССР после войны
Победа советского народа и завершение войны привели к ослаблению
режима военного времени. В сентябре 1945 г. в СССР было отменено
чрезвычайное положение и упразднен Государственный Комитет Обороны. В
марте 1946 г. Совнарком СССР был преобразован в Совет Министров
(председателем которого до 1953 г. являлся И.В. Сталин). Прошли перевыборы
в местные Советы, Верховные Советы республик и Верховный Совет СССР.
Впервые на основе прямых и тайных выборов были избраны народные судьи и
народные заседатели. В 1948 г. возобновились съезды общественных и
политических организаций (профсоюзов, комсомола, союза композиторов).
После тринадцатилетнего перерыва в октябре 1952 г. состоялся ХIХ съезд
ВКП(б). В 1946-1948 гг. прошли закрытые обсуждения проектов новой
Конституции СССР и Программы ВКП(б). В их числе были предложения по
расширению внутрипартийной демократии, отказу партии от прямого
руководства хозяйством, ограничению сроков пребывания на руководящих
должностях, альтернативных партийных выборах. Однако, нарастающее
противостояние с западным блоком не позволило советскому руководству
реализовать свои планы полностью.
Уже в 1946-1948 гг. произошло
возвращение к политике и методам предвоенного и военного времени. Режим
личной власти И.В. Сталина в послевоенные годы достиг своей высшей точки.
Экономика СССР в послевоенный период
Первоочередной задачей послевоенного времени стало форсированное
восстановление советской экономики (в первую очередь тяжелой
промышленности) и конверсия военного производства. После войны был
восстановлен 8-часовой рабочий день, возобновлялись отпуска граждан,
4

постепенно вводился свободный набор рабочей силы. В 1947 г. были отменены
карточки. К концу 1940-х гг. осложнилась ситуация в промышленности. Были
определены новые показатели для основных ее отраслей, что вызвало крайнюю
напряженность в экономике. Объявленная в стране конверсия проводилась
лишь частично, поскольку огромные средства продолжали вкладываться в
развитие военно-промышленного комплекса, в частности реализацию атомного
проекта, который курировал Л.П. Берия. Атомное оружие в СССР появилось в
1949 г. благодаря усилиям известных советских ученых - И. Курчатова, Ю.
Харитона и др. С 1953 г. Советский Союз обладал водородной бомбой
(научными руководителями создания которой стали ученые Я. Зельдович, А.
Сахаров ). После массовой демобилизации и сокращения армии с 11,4 млн. до
2,9 млн. человек ее численность вновь начала возрастать. Прямые военные
расходы поглощали в начале 50-х гг. около 25 % годового бюджета. В то же
время по отраслям тяжелой индустрии удалось действительно превзойти
показатели 1939-1940 гг. Было построено и восстановлено 6200 предприятий. В
СССР главными оставались внутренние источники: централизованная
экономика, репарации с Германии, перераспределение средств из аграрного
сектора в промышленный; сокращение расходов на социальную сферу;
денежная реформа 1947 г. и государственные займы. 4 декабря 1947 г. было
принято Постановление Совета Министров СССР и ВКП(б) "О проведении
денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные
товары". Старые деньги подлежали обмену в соотношении 10:1, производилась
переоценка вкладов граждан в сберкассах, отменялись коммерческие цены и
вводилась единые розничные цены. Положение в сельском хозяйстве в
послевоенный период оставалось чрезвычайно сложным - к концу 40-х годов
это привело фактически к аграрному кризису. Преодолеть "зерновую
проблему" удалось лишь в первой половине 50-х.
Внешняя политика СССР
После 1945 г. Советский Союз был признан мировой державой на
международной арене. Число стран, установивших с ним дипломатические
отношения, увеличилось с 26 в довоенный период до 52. Усилиями советских и
американских дипломатов удалось создать такие основополагающие структуры
политического и экономического порядка, как ООН, Международный
Валютный Фонд, Всемирный Банк и др. СССР получил место постоянного
члена Совета Безопасности ООН (наряду с США, Англией, Францией, Китаем).
Но с 1946 г. произошло обострение международных отношений. Главной осью
конфронтации стал конфликт между двумя сверхдержавами - СССР и США.
После смерти Рузвельта США стремительно скатились к антисоветскому
внешнеполитическому курсу. Не удивительно, что в
послевоенной
5

внешнеполитической доктрине СССР выразилось стремление И.В. Сталина
создать военный противовес США и закрепить контроль над Центральной и
Юго-Восточной Европой. Руководство США стремилось к проведению
политики "с позиции силы", пытаясь использовать для давления на СССР
экономическую и военно-политическую мощь США. В 1946 г. была
провозглашена доктрина президента США Г. Трумэна "ограничения
коммунистической экспансиии". Эти события означали поворот к "холодной
войне ", что предопределило ухудшение международного климата и создавало
угрозу военно-политических кризисов. 1949-1950 гг. стали апогеем "холодной
войны". Был создан военно-атлантический блок стран Запада - НАТО , а также
ряд других блоков с участием США ( АНЗЮС, СЕАТО и др.). В 1950-1953 гг. в
ходе корейской войны произошло прямое военное столкновение между СССР и
США. В 1948-1949 гг. развивался первый военно-политический кризис
начавшейся " холодной войны" - берлинский кризис. Первая фаза в этом
процессе заключалась в оформлении режимов "народной демократии", вторая в создании Коминформа - новой международной коммунистической
организации (вместо распущенного в 1943 г. Коминтерна). С 1950 г. СССР
вынужден был начать субсидировать союзные государства. Материальная
помощь оказывалась этим странам в том числе через Совет экономической
взаимопомощи - СЭВ (1949 г.) и "Фонд помощи левым рабочим организациям",
созданный при ВЦСПС.
РАЗВИТИЕ СССР В 50-Х - 60-Х ГОДАХ XX ВЕКА
Приход к власти Н.С. Хрушева
Развернувшаяся после смерти И.В. Сталина (5 марта 1953 г.) борьба за
власть сопровождалась перераспределением властных функций между
различными партийно-государственными структурами. Председателем Совета
Министров стал считавшийся главным преемником Сталина Г.М. Маленков .
Его первым заместителем был назначен Л.П. Берия, возглавивший
объединенные министерства внутренних дел и государственной безопасности.
В Секретариате, избранном мартовским Пленумом ЦК КПСС, первой фигурой
стал Н.С. Хрущев . В июне 1953 г. благодаря сговору с военными Н.С. Хрущев
устранил Л.П. Берия, с которым ассоциировались многое достижения эпохи
правления Сталина. Одновременно органы госбезопасности были поставлены
под контроль партийных органов, прежде всего -ставленников Хрущева. После
отставки с поста Председателя Совета Министров СССР Г.М. Маленкова
(январь 1955 г.) центр власти переместился в Секретариат ЦК КПСС, к
Первому секретарю Н.С. Хрущеву . Новым руководством страны была
объявлена десталинизация - политический процесс борьбы с наследием
сталинской эпохи. Поворотным пунктом в истории страны стал ХХ съезд
6

КПСС (февраль 1956 г.), который сопровождался жесткой критикой Сталина и
его окружения, началом массовой реабилитацией репрессированных,
определенной критикой диктаторских методов управления, фальсификациями
исторических документов. Съезд внес также изменение в идеологическую
концепцию партии, отказавшись от идеи диктатуры пролетариата и
провозгласив
тезис
общенародного
государства.
Политические
и
экономические просчеты предшествующих десятилетий были объединены
понятием "культ личности". После XX съезда начался процесс реабилитации
репрессированных, включая балкарский, чеченский, ингушский, калмыцкий и
карачаевский народы, а также пособников гитлеровских оккупантов. Под
влиянием хрущевской "оттепели" сформировалось целое поколение
"шестидесятников", которые приняли борьбу с культом личности как начало
общественного возрождения страны, не взирая на правдивость тех или иных
высказываний. При Н.С. Хрущеве был нанесен первый удар по
административно-командной системе, что привело к нескольким крупным
продовольственным кризисам и снижению тема роста уровня жизни советских
граждан.
Венгерские события 1956 г. и последовавшая в 1957 г. попытка смещения
Н.С. Хрущева подтолкнули советское партийное руководство к корректировке
общего политического курса, смысл которой заключался в свертывании
начавшегося процесса дестанализации. "Венгерский синдром" имел
долговременные политические последствия. Начались кампания по
взаимодействию с интеллигенцией, которую последняя расценила как травлю.
В это время в среде московской интеллигенции зародилось диссидентское
движение. Первые представители диссидентов выступали за демократизацию
советского общества, но второе поколение стояло уже на резко антисоветских и
прозападных позициях.
В 1959 г. на ХХI съезде КПСС Хрущевым было заявлено о "полной и
окончательной победе" социализма в СССР и переходе к "развернутому
строительству коммунизма". Это был чисто политический шаг, которым
Хрущев пытался возвеличить свою фигуру на фоне предшествующих глав
государства. В 1961 г. на ХХII съезде КПСС была принята новая, третья
Программа партии, целью которой провозглашалось строительство
коммунизма шло в привычных традициях социалистического соревнования.
Новый экономический курс Маленкова
Еще при жизни Сталина был определен новый экономический курс СССР
(1953-1955 гг.) заключался в социальной переориентации экономики и был
связан с именем Председателя Совета Министров СССР Г.М. Маленкова,
который предложил перенести центр тяжести на развитие легкой и пищевой
7

промышленности, а также сельского хозяйства. Было намечено - снижение
налогов на личное подсобное хозяйство, повышение заготовительных цен на
сельхозпродукцию, списание колхозам недоимок по сельхозналогу (1,5 млрд.
пудов зерна), увеличение приусадебных участков. Кроме указанных мер,
предполагалось обеспечить подъем сельского хозяйства путем повышения
государственных закупочных цен на сельхозпродукцию и быстрого расширения
посевных площадей за счет освоения целины (экстенсивный путь развития
сельского хозяйства). В 1954 г. началось освоение целинных земель, в ходе
которого было разработано 42 млн. га новых земель. Отменялись налоги на
личное подсобное хозяйство, которое разрешалось увеличить в пять раз. За
1953-1958 гг. прирост сельскохозяйственной продукции составил 34% по
сравнению с предыдущим пятилетием. Однако были и серьезные неудачи. С
целью решения продовольственной проблемы были увеличены площади под
кукурузу: с 1955 по 1962 гг. с18 до 37 млн. га. Это было личное решение
Хрущева, которое привело к снижению заготовок сельхоз-продукции из-за
неподходящих для кукурузы климатических условий. Одним из рычагов
развития промышленности рассматривался научно-технический прогресс.
Наиболее зримых результатов в использовании его преимуществ удалось
добиться в военно-промышленном комплексе и ряде смежных с ним отраслей.
Быстрыми
темпами
развивались
машиностроение,
нефтехимическая
промышленность, электроэнергетика (объемы производства за 1950-1965 гг.
увеличились в 5 раз). Но как и раньше, предприятия группы "Б" (производство
предметов потребления) развивались медленнее (здесь объем производства
удвоился). В 50-е гг. темпы роста промышленного производства и
национального дохода были наивысшими за всю советскую историю (начиная с
1928 г.), превосходя даже сталинскую индустриализацию. В 1957 г. Н.С.
Хрущев предпринял попытку создать новую организационно-хозяйственную
структуру,
построенную
на
управлении
промышленностью
по
территориальному принципу - Советы народного хозяйства. В основу был
положен принцип децентрализации управления . В целях ограничить
возможности вмешательства местных партийных аппаратов в хозяйственную
деятельность были созданы совнархозы (105 совнархозов). Это не привело к
желаемому результату и лишь подорвало экономическое развитие страны, но в
то же время дало ценный опыт. Экономическая политика послевоенного
руководства, несмотря на противоречия, носила ярко выраженную социальную
направленность. Реальные доходы рабочих и служащих выросли на 60%,
колхозников - на 90%. Закон о пенсиях по возрасту для рабочих и служащих
увеличил их размер вдвое и снизил пенсионный возраст. Рабочая неделя
сократилась с 48 до 46 часов, были отменены обязательные государственные
займы. Одним из важных завоеваний социальной политики стало жилищное
8

строительство. Городской жилищный фонд с 1955 по 1964 гг. увеличился на
80%, новые квартиры получили 54 млн. человек. Укреплялась материальная
база образования, здравоохранения, культуры.
Социально-экономические преобразования Хрущева
В конце 50-х гг. был совершен переход от пятилетнего к семилетнему
планированию (1959-1965 гг.). С этого времени начался процесс вытеснения
экономических стимулов в развитии хозяйства административным
принуждением. В сельском хозяйстве эта тенденция проявилась наиболее
отчетливо. В 1959 г. был проведен принудительный выкуп колхозами всей
техники ликвидированных МТС, что подорвало финансовое положение
сельских производителей, прошло укрупнение колхозов, массовое
преобразование совхозов в колхозы. У колхозников вновь были урезаны
земельные
участки,
насильственно
выкупался
скот.
Обострилась
продовольственная проблема в стране. Кризис сельского хозяйства привел к
первым массовым закупкам зерна за границей (12 млн. т). В целом в
рассматриваемый период среднегодовые темпы прироста промышленного
производства в СССР превышали 10%, что обеспечивалось исключительно
благодаря жестким методам командной экономики. К концу 50-х годов темпы
экономического развития начали снижаться: в 1961-1965 гг. промышленное
производство по официальным данным выросло на 51% (для сравнения: в 19561960 гг. -на 64,3%), сельское хозяйство - на 11% ( в 1956-1960 гг. - на 20, 5%). С
марта 1962 г. создавались колхозно-совхозные управления (КСУ ).
Административная реформа коснулась и структуры партийных организаций.
Недовольство Н.С. Хрущевым нарастало среди номенклатуры, различных
звеньев партийного аппарата. В социальной сфере продолжались позитивные
сдвиги. Улучшилось материальное положение населения, возросли
общественные фонды потребления. К 1960 г. был закончен перевод рабочих и
служащих на 7-часовой рабочий день. Готовилось введение пенсионного
обеспечения колхозников. Вырос жилой фонд (за 1959-1965 гг. - на 40%).
Однако в условиях сокращения темпов развития и нарастания кризисных
экономических явлений социальная политика не была последовательной.
Правительство заморозило на двадцать лет выплаты по внутренним займам,
выпущенным до 1957 г. (с целью снижения бюджетного дефицита). К концу 50х годов обострилась продовольственная проблема, по населению больно
ударило снижение производственных тарифов и одновременный рост цен (в
среднем на 28%). Это вызвало стихийные выступления рабочих. В 1959 г. - в г.
Темиртау, в 1962 г. в г. Новочеркасске. Рабочие выступления прошли по всем
промышленным районам - в Москве, Ленинграде, Донбассе, Кемерово,
Иваново.
9

Внешняя политика Хрушева
Учитывая изменение международной обстановки после Второй мировой
войны и реальную угрозу ядерного оружия, Председатель Совета Министров
Г.М. Маленков, а позже Н.С. Хрущев считали, что в ядерный век мирное
сосуществование государств является единственно возможной основой
межгосударственных отношений. Это определило направленность внешней
политики СССР в постсталинский период. ХХ съезд КПСС обосновал и
закрепил тезисы о мирном сосуществовании двух систем, о возможности
предотвращения войны в современную эпоху, о многообразии форм перехода
различных стран к социализму . В качестве главных направлений обеспечения
мира Н.С. Хрущев назвал создание системы коллективной безопасности в
Европе, а затем в Азии, а также достижение разоружения. Несмотря на
сохранявшуюся обстановку "холодной войны", в международных отношениях
происходили важные изменения. В то же время в советской
внешнеполитической доктрине оставались серьезные противоречия. Ставилась
задача всемерной поддержки левых национально-освободительных движений в
странах "третьего мира". Н.С. Хрущев выступил с целым рядом масштабных
инициатив, ослабляющих позиции СССР (проект договора о коллективной
безопасности в Европе, заявление об одностороннем сокращении своих
вооруженных сил, ликвидация военных баз на территории Финляндии и Китая;
предложение о приостановке ядерных испытаний и др.). В 1958 г. в СССР был
объявлен односторонний мораторий на ядерные испытания. В августе 1963 г. в
Москве между СССР, США и Англией был подписан Договор о запрещении
испытаний ядерного оружия в трех средах: в атмосфере, космосе и под водой.
Наметился процесс улучшения отношений между Востоком и Западом . В 1955
г. страны-победительницы во Второй мировой войне подписали
Государственный договор с Австрией, по которому СССР вывел с ее
территории свои войска. В том же году были установлены дипломатические
отношения с ФРГ. В 1956 г. была подписана декларация с Японией. Этим
воспользовали западные противники СССР, серьезно укрепившие свои позиции
в тех регионах, где советское влияние ослабло. Когда это осознали в Москве,
произошла корректировка курса. Уже в 1956 г. советской стороной было
заявлено о переходе от массового применения войск к ракетно-ядерному
противостоянию. В 1961 г. СССР в одностороннем порядке отказался от
соглашения с США о моратории на ядерные взрывы в атмосфере и провел
серию ядерных испытаний. Карибский кризис, спровоцированный
размещением американских ракет в Турции, а затем советских на Кубе,
поставил мир на грань термоядерной войны.
10

Распад колониальной системы и образование независимых государств
заставили советское руководство обратить внимание на страны "третьего
мира". Впервые глава Советского государства Н.С. Хрущев нанес визиты в эти
страны (Индию, Бирму, Индонезию, Афганистан, Египет). Всего за1957-1964
гг. Москва обменялась визитами более чем с 20 развивающимися странами.
Было подписано 20 различных соглашений о сотрудничестве. За счет советской
помощи до 50% ассигнований на экономическое развитие покрывала ОАР
(Египет) и до 15% - Индия. В целях оказания поддержки развивающимся
странам Азии, Африки, Латинской Америки в Москве 5 февраля 1960 г.
открылся Университет дружбы народов (с 1961 г. имени Патриса Лумумбы). В
то же время, увеличивавшаяся военная помощь не только помогала
развивавшимся странам отстаивать свою независимость (как это было в 1956 г.
в Египте, где интервенция Англии, Франции и Израиля была предотвращена
угрозой СССР послать своих "добровольцев"), но и приводила к расширению
конфликтов, их превращению в затяжные локальные войны. Такая политика
Советского Союза была аналогична внешнеполитической линии США,
насаждавших "союзнические" режимы в странах "третьего мира". В начавшейся
в 1961 г. войне в Индокитае протекало военное столкновение США (открыто) и
СССР (скрыто).
Отношения с социалистическими странами были не однозначными.
Происходила либерализация связей с некоторыми из них (в том числе, с
Югославией, отношения с которой были нормализованы в 1955 г. по
инициативе
советского
руководства).
Развивались
новые
формы
сотрудничества. В 1955 г. экономическое сотрудничество социалистических
стран в рамках СЭВ было дополнено военно-политическим - образованием
Организации Варшавского Договора (ОВД ), что легализовало присутствие
советских войск в Восточной Европе. Данное обстоятельство использовалось
советской стороной для вмешательства во внутренние дела стран-участниц (в
октябре 1956 г. в Венгрии). В августе 1961 г., в ответ на многочисленные
провокации, руководством ГДР была воздвигнута берлинская стена, ставшая
символом противостояния Востока и Запада. Обострение отношений между
СССР и Албанией началось в 1960 г., а уже в 1961 г. они были практически
прерваны. Обострение советско-китайских отношений вело к фактическому
развалу единой социалистической системы. В китайских кругах высказывались
претензии на некоторые советские территории, велась критика ревизионизма
Хрущева и отказа от политического курса Сталина.

11

РАЗВИТИЕ СССР В 60-Х - 80-Х ГОДАХ XX ВЕКА
Социально-экономическое развитие
Ошибки, допущенные Н.С. Хрущевым, волюнтаризм в его политике
облегчили приход к власти консервативных сил. 14 октября 1964 г. на Пленуме
ЦК КПСС Н.С. Хрущев был смещен со всех постов. Первым секретарем (с 1966
г. - Генеральным секретарем) ЦК КПСС стал Л.И. Брежнев. С 1977 г. он
занимал еще один пост - Председателя Президиума Верховного Совета СССР.
Поэтому главным фактором, определявшим внутреннюю жизнь страны в
середине 60-х гг., был поиск путей дальнейшего экономического и социального
развития. Самой крупной за весь послевоенный период попыткой перестройки
экономики стала хозяйственно-экономическая реформа 1965 г ., проводившаяся
под руководством Председателя Совета Министров СССР А.Н. Косыгина.
Реформа затронула промышленность, строительство, сельское хозяйство.
Реформа управления промышленностью была одобрена сентябрьским (1965 г.)
Пленумом ЦК КПСС. Ее основными направлениями стали: новая
административная централизация: упразднение совнархозов и восстановление
промышленных министерств (отраслевого управления); введение хозрасчета на
предприятиях; изменения в системе управления промышленностью и
строительством: сокращение числа планируемых сверху показателей; введение
в качестве основной оценки; развитие экономического стимулирования
предприятий. Предприятия, перешедшие на новую систему, в целом улучшили
показатели своей работы. Период 1966-1970 гг. был наилучшим за последние
30 лет. Объем промышленного производства вырос в полтора раза. В
дальнейшем экстенсивный характер экономики привел к форсированному
развитию топливно-энергетического комплекса СССР. Если в 1971-1975 гг. он
составлял - 11% общего объема капиталовложений, то в 1992 г. - 21%. В 1980 г.
комплекс давал 10% мировой добычи нефти и газа. С приходом к власти Л.И.
Брежнева увеличилось также финансирование оборонных программ. На нужды
ВПК расходовалось ежегодно 45% бюджетных средств, выделявшихся
промышленность. В военно-промышленной отрасли было занято 80%
машиностроительных заводов. На фоне мировой экономики руководством
осознавалась потребность перехода к интенсивным методам производства. С
1970 по 1985 гг. удельный вес отраслей, определявших научно-технический
прогресс в народном хозяйстве (машиностроения, металлообработки, химии и
нефтехимии, электроэнергетики) в валовой продукции вырос с 25% до 38% (в
то время, как в индустриально развитых державах их доля достигала 55-65%).
Наряду с созданием научно-производственных объединений, возникли новые
отрасли - роботостроение, микроэлектроника, атомное машиностроение и др.
Но определяющими для развития экономики эти тенденции не стали. Аграрная
политика СССР характеризовалась крупными капиталовложениями в сельское
12

хозяйство, превысившими 1/5 часть всех инвестиций. Среди предпринятых мер
были следующие: был ослаблен контроль над колхозами, повышены (в среднем
на 20%) цены на сельхозпродукцию, устанавливался на 6 лет твердый план
госзакупок, вводилась 50%-ная надбавка за сверхплановую продукцию. В
целом, в 1960-1969 гг. наблюдался рост сельскохозяйственного производства.
При этом упор делался на агропромышленную интеграцию - объединение
сельского хозяйства с отраслями, которые его обслуживают. Со второй
половины 70-х годов ситуация в сельском хозяйстве стала принимать
кризисный характер. Темпы роста сельхозпроизводства в первой половине 60-х
гг. составляли 4,3%, в первой половине 80-х - 1,4%. Большинство колхозов и
совхозов являлись убыточным. С 1970г. началось снижение основных
экономических показателей. К концу 70-х годов обнаружились признаки
товарного голода, увеличился дефицит. Темпы прироста национального дохода
упали с 7,7% в восьмой пятилетке (1965-1970) до 3,8% в одиннадцатой (19811985). Соответственно с 6,8% до 3% упали темпы роста производительности
труда. Однако, не смотря на снижение, экономические показатели СССР
продолжали оставаться одними из самых высоких в мире.
Общественно-политическая обстановка
Период 70-х - начала 80-х гг. в истории советского общества во многом
несправедливо получил определение "застойного". Причины застоя и
кризисных явлений, наряду с субъективным фактором (личностью Л.И.
Брежнева и его окружения), заключались в социально-экономических
отношениях, господствовавших в стране, той модели общества, которая
сформировалась еще в 30-е годы. В новой Конституции СССР 1977 г. партия
отказалась от идеи о скором переходе к коммунизму и отмирании государства.
Современный политический период определялся как "развитой социализм". В
Конституции было заявлено о создании "новой социальной и
интернациональной общности - советский народ". В ее 6-й статье юридически
закреплялось монопольное положение КПСС в политической системе, а сама
партия определялась как "руководящая и направляющая сила советского
общества, ядро политической системы". С 1966 по 1985 гг. численность КПСС
возросла с 12,4 до 19 млн. человек. В брежневский период происходил процесс
дальнейшей централизации партийного аппарата, усиление власти партократии.
Внешняя политика Брежнева
Приоритетными в во внешней политике СССР в 1970-80-е гг. оставались
следующие направления: укрепление социалистического лагеря; поддержка
международного коммунистического движения, народно-демократических
режимов в странах "третьего мира"; стремление к международной стабильности
13

и развитию отношений с капиталистическими странами. С 1957 по 1985 гг.
министром иностранных дел СССР был А.А. Громыко. Начало 70-х годов было
отмечено радикальным поворотом в сторону разрядки международной
напряженности. Этому способствовал и достигнутый Советским Союзом
военно-стратегический паритет с США. Практическими шагами на пути
потепления международного климата стали также двусторонние встречи глав
СССР и США. Результатом переговоров в 1972 г. явилось подписание
соглашения об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1), а также
ОСВ-2 в 1979 г. Важным политическим и дипломатическим успехом СССР
стала в этот период нормализация отношений с Западной Германией и
заключение договора о неприменении силы в отношениях между собой.
Процесс разрядки был закреплен по сотрудничеству Хельсинским совещанием
по сотрудничеству и безопасности в Европе (1975 г.) и подписанием
Заключительного акта совещания, которое зафиксировало политико-военное и
социально-экономическое положение, сложившееся в мире после Второй
мировой войны. В конце 70-х годов произошел новый виток напряженности,
связанный, в первую очередь, с вводом советских войск в Афганистан в 1979 г.
Используя "афганский фактор", в конце 70-х гг. Запад развернул широкую
антисоветскую кампанию. В результате на протяжении 1981-1984 гг. мир
находился в состоянии острой конфронтации, а основные усилия советской
дипломатии были направлены на то, чтобы помешать развертыванию
американских ракет средней дальности в Европе и реализации программы СОИ
(стратегической оборонной инициативы). Приоритетной задачей стало
укрепление пошатнувшихся позиций СССР в социалистическом лагере,
устранение угрозы распада социалистического содружества, особенно в связи с
событиями 1968 г. в Чехословакии и событиями в Польше в конце 70-х годов.
Произошло дальнейшее обострение отношений СССР с КНР и Албанией. СССР
последовательно проводил политику поддержки национальных режимов в
развивающихся странах, избравших путь социалистической ориентации. Эта
политика была особенно активна в тех регионах, которые находились в
непосредственной сфере влияния СССР. СССР активно занимался продажей
оружия в развивающиеся страны (удерживая здесь первое место в мире в
течение последних 30 лет).

СССР В ГОДЫ ПЕРЕСТРОЙКИ
Предпосылки реформ
К середине 80-х годов СССР оказался в состоянии снижения
экономических темпов роста. Произошло падение темпов роста в
промышленности (с 8,4% в конце 60-х гг. до 3,5% в начале 80-х гг.) и
14

производительности труда (с 6,3% до 3% соответственно). Сложилась
кризисная ситуация в сфере потребительского рынка и финансов (в том числе в
связи с понижением мировых цен на нефть к началу 80-х гг.). После смерти
Л.И. Брежнева (ноябрь 1982 г.) Генеральным секретарем стал Ю.В. Андропов,
скончавшийся в феврале 1984 г. после тяжелой болезни. Высший пост в
государстве занял 73-летний К.У. Черненко, скончавшийся в марте 1985 г.
Подобная "смена" власти еще более подрывала авторитет и доверие к ее
представителям не только со стороны граждан СССР, но и мирового
общественного мнения. Наконец, к власти приходит М.С. Горбачев. Стремясь
вернусь старые темпы роста, он решает провести ряд реформ.
Сущность политики перестройки
Вступление СССР в эпоху радикальных преобразований (перестройки)
относится к апрелю 1985 г. Как обычно инициатива этого процесса исходила
"сверху" и была вызвана новой расстановкой сил в высших эшелонах власти.
Лидером начавшихся преобразований выступил новый Генеральный секретарь
ЦК КПСС М.С. Горбачев, избранный на этот пост на мартовском 1985 г.
Пленуме ЦК КПСС. Новый курс предполагал модернизацию советской
системы, внесение структурных и организационных изменений в
хозяйственные, социальные, политические и идеологические механизмы.
Идеология перестройки претерпела определенную эволюцию: от задачи
совершенствования социализма и необходимости его ускорения к признанию
М.С. Горбачевым некоторых либерально-демократических ценностей:
разделения властей, парламентаризма, гражданские и политические права
человека. Ставилась задача создания в СССР гражданского (правового)
общества. В рамках демократизации происходило оформление политического
плюрализма. В 1990 г. была отменена 6-я статья Конституции, закреплявшая
монопольное положение КПСС в обществе. Это открыло возможность для
формирования
легальной
многопартийности
в
СССР.
Вводились
альтернативные выборы народных депутатов СССР. Наметилась тенденция
производственной демократизации. Составной частью политической реформы
стало создание института президента в СССР. III Съезд народных депутатов
(март 1990 г.) избрал Президентом СССР М.С. Горбачева. 12 июня 1991 г. в
результате выборов на альтернативной основе президентом РСФСР был избран
Б.Н. Ельцин. В условиях нестабильного положения и усиления центробежных
сил одной из важнейших задач М.С. Горбачева стала проблема
реформирования СССР и заключения нового соглашения между республиками.
Союзный договор суверенных государств в Ново-Огарево (апрель 1991 г.),
известный как соглашение "9+1", а также последующий проект соглашения о
создании Союза Советских Суверенных Республик предоставлял значительные
15

права республикам и превращал центр из управляющего в координирующий. 17
марта 1991 г. в СССР прошел референдум, в ходе которого абсолютное
большинство граждан высказалось за сохранение союзного государства в
обновленном виде.
Ключевым понятием в стратегии экономических реформ М.С. Горбачева
являлось ускорение производства средств производства, социальной сферы,
научно-технического прогресса. Приоритетной задачей в этом смысле было
признано ускоренное развитие машиностроения как основы перевооружения
народного хозяйства. Одновременно упор делался на укрепление
производственной и исполнительской дисциплины (меры по борьбе с
пьянством и алкоголизмом). Экономическая реформа 1987 г. осуществлялась в
соответствии с концепцией хозрасчетного социализма. Реформа способствовала
формированию частного сектора. В 1988 г. были приняты Закон о кооперации и
Закон об индивидуальной трудовой деятельности (ИТД). Получили развитие
арендные отношения. Однако не было принято закона о передаче земли в
частную собственность. Концепция ускорения не дала ожидаемого эффекта.
План перехода к рынку в течение 500 дней (отсюда его название программа
"500 дней") был предложен экономистами С. Шаталиным и Г. Явлинским.
Проведение экономической реформы второй половины 1980-х гг.
характеризовалось в целом непоследовательностью и половинчатостью. В ходе
преобразований не произошло реформирования кредитной, ценовой политики,
централизованной системы снабжения. С 1990 г. началось общее сокращение
производства в промышленности и в сельском хозяйстве.
Изменение внешнеполитического курса
С приходом нового руководства произошла смена внешнеполитической
стратегии. Среди приоритетных направлений во внешней политике СССР
второй половины 80-х годов стали: смягчение напряженности между Востоком
и Западом посредством переговоров с США о разоружении; урегулирование
региональных конфликтов; признание существующего миропорядка и
расширение экономических связей со всеми государствами. С приходом М.С.
Горбачева
оформилась
новая
философско-политическая
концепция,
получившая название "новое политическое мышление", которая на западе
получила название "доктрина Синатры" (в честь американского исполнителя
песни "Мой путь"). В результате советско-американских переговоров было
заключено соглашение об уничтожении ракет среднего и ближнего радиуса
действия (Договор от 8 декабря 1987 г.). В 1991 г. был подписан Договор об
ограничении
стратегических
наступательных
вооружений
(СНВ-I),
положивший конец периоду конфронтации. Были достигнуты соглашения о
развитии гуманитарного сотрудничества, экономических отношений СССР с
16

США. СССР выступил с целым рядом новых инициатив по разоружению: о
ликвидации ядерного оружия к 2000 г.; об одновременном роспуске ОВД и
НАТО (в первую очередь их военных организаций (май 1987 г.) и др.
Свидетельством нового подхода к международным делам стало согласие СССР
на объединение Германии (1990 г.). В Европе к 1990 г. ликвидировались
советские и американские ракеты средней и меньшей дальности, причем они
уничтожались, и не могли быть перебазированы в другие регионы. При этом
СССР сохранял военное преимущество в танках и личном составе, а НАТО
имели ядерное превосходство. Со своей стороны западные страны, прежде
всего США и Англия, по-прежнему увязывали расширение торговых связей с
политическими изменениями внутри СССР, включающими расширение
гуманитарных связей, контактов между частными лицами.
Изменения в бывших союзных странах непосредственным образом
сказались на позиции СССР в этом регионе. В 1989 г. начался вывод советских
войск из стран ЦВЕ. Одновременно последовал разрыв традиционных
экономических и военных связей СССР с Восточной Европой, что также
больно ударило по советским интересам. Весной 1991 г. состоялся
официальный роспуск СЭВ и Организации Варшавского Договора. Советская
дипломатия активно включилась в процесс урегулирования межрегиональных
конфликтов, в частности ближневосточного кризиса. Отказ Советского Союза
от прямого вмешательства в гражданские конфликты привел к ослаблению в
этих странах военного противостояния и началу поисков национального
согласия. Значительно сокращены были размеры предоставляемой этим
странам безвозмездной помощи. 15 февраля 1989 г. завершился вывод
советских войск из Афганистана, что сделало возможным возобновление
диалога между СССР и КНР. Советская дипломатия также прилагала усилия
для нормализации отношений с нетрадиционными партнерами - Израилем,
ЮАР, Южной Кореей, Тайванем и др.
В целом внешняя политика Горбачева характеризуется всесторонним
добровольным отступлением СССР со всех занимаемых им международных
позиций. Горбачев очень легко отказывался от союзников и признавал все
новые права США на включение в свою сферу влияния других стран, а так же
подписывал договоры, обременяющие СССР, но не западные страны. При этом
ни США, ни другие страны блока НАТО не давали никаких юридических
гарантий прекращения Холодной войны, предпочитая обнадеживать
руководство СССР туманными обещаниями. Это предопределило гегемонию
США в 90-е годы и резкое расширение НАТО к границам России.

17

Крах политики Перестройки
Реформы Горбачева объективно оказались вредны для советского
общества. Разрушив командно-административную экономику, он не предложил
ничего в замен кроме жесткого капиталистического рынка, к которому
советские граждане не были готовы. Исключение КПСС из управления
государством привело не к деидеологизации власти, как надеялся Горбачев, а к
кадровому голоду и проникновению на важные государственные посты
сомнительных политических фигур. Даже сам процесс реализации реформ был
непродуман и преследовал сиюминутную выгоду. Для преодоления голосов
консерваторов, Горбачев заключал политические союзы с их объективными
противниками, большинство из которых оказались выходцами из
националистических элит республик или антисоветчиками. Ни те, ни другие не
были настроены на сохранение СССР.
Распад СССР явился результатом воздействия нескольких ключевых
факторов. Среди первой группы факторов: критические неудачи экономических
реформ Горбачева, неэффективность выстроенной им модели государственного
управления; ослабление КПСС и последующая ликвидация партийнополитической монополии; разжигание антисоветской истерии в СМИ под
лозунгами гласности; движение за национальное самоопределение республик,
активизация местных политических элит, лидеров национальных движений,
пользующихся поддержкой Горбачева; внешнеполитический фактор, активные
действия противников СССР, направленные на его распад. Определенную роль
в разрушении СССР сыграли субъективные причины: менталитет самого
лидера перестройки и связанные с этим ошибки, непоследовательность в
проведении курса реформ. К осени 1988 г. произошел раскол в лагере
демократов. В нем выделилось радикальное крыло (во главе с лидерами - А.А.
Сахаровым и Б.Н. Ельциным). Весной-летом 1990 г. прибалтийские, а за ними и
другие республики СССР, включая Россию, приняли декларации о
национальном
суверенитете.
Их
деятельность
ускорила
начало
дезинтеграционного процесса на территории СССР. Одновременно с ростом
оппозиции союзным структурам власти начался процесс распада КПСС. В
течение 1989-1990гг. из состава КПСС вышли компартии прибалтийских
республик. 19-21 августа 1991 г. произошла попытка переворота
консервативными руководителями СССР с целью сорвать намеченное на 20
августа заключение соглашения и восстановить власть центра и КПСС. ГКЧП
опирались на абсолютно законные результаты референдума о сохранении
СССР и имели поддержку в советском обществе, но страх развязать
гражданскую войну не позволил им действовать более решительно. У Б.Н.
Ельцина такого страха не было. 23 августа 1991 г., после подавления путча в
Москве, был подписан указ о роспуске КПСС. М.С. Горбачев отказался от
18

поста Генерального секретаря ЦК. В сентябре был распущен Съезд народных
депутатов СССР. Крушение коммунистического режима вызвало процесс
сепаратистских тенденций. Сразу после подавления августовского путча о
своем выходе из СССР заявили три республики Прибалтики. 8 декабря 1991 г.
на Минской встрече трех президентов - России, Украины и Белоруссии было
заявлено о прекращении существования СССР и образовании Содружества
Независимых Государств (СНГ). 21 декабря в Алма-Ате одиннадцать бывших
союзных республик поддержали "Беловежское соглашение". Последствия
распада СССР имели тяжелый характер для народов всех бывших союзных
республик. Нарушились политические и экономические контакты между
республиками
(суверенными
государствами),
последовал
разрыв
кооперационных связей. На территории постсоветского пространства
произошло обострение межнациональных отношений, что вызвало
территориальные конфликты во многих регионах (между Азербайджаном и
Арменией; Грузией и Южной Осетией, позднее Абхазией). Начались
гражданские войны, в республиках происходили многочисленные
националистические погромы (в первую очередь против русских). Возникла
проблема беженцев.
Распад СССР стал крупнейшей геополитической трагедией ХХ века. Его
последствия ощущаются всем миром сегодня и будут ощущаться как минимум
до 2050 года.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ В 1991 - 1999 ГОДЫ
Этапы экономической модернизации
Декларация о суверенитете РСФСР была принята еще в рамках СССР 12
июня 1990 г. После распада Союза Россия из составной федеративной части
союзного государства превратилась в самостоятельную федерацию. Она
объявила себя правопреемницей СССР и унаследовала всю союзную
собственность, расположенную на ее территории, включая остатки золотого
запаса. Россия лишилась прямого выхода к мировым путям на Западе и на Юге;
прекратилась инвестиционная деятельность, прервались кооперационные связи
в рамках СССР и СЭВ; произошло падение производства, сокращение объемов
товарооборота и ухудшение его структуры. Главной задачей либеральноприватизационного курса реформ, проводимого вице-премьером российского
правительства Е.Т. Гайдаром, являлось тотальное разрушение монополии
государства на хозяйственную деятельность. С этой целью предполагалось
проведение следующих мер: свободное ценообразование (в целях ликвидации
товарного дефицита); либерализация торговли; массовая приватизацию жилья,
госпредприятий. Курс реформ предполагал первоначальную либерализацию
цен, затем переход к приватизации, осуществление жесткой финансово19

кредитной системы. Результаты реформ оказались глубоко негативными. В
России был введен рынок, либерализована торговля, ликвидирован товарный
дефицит путем привлечения западных товаров, продолжился спад
промышленного производства (он составил 35%). В 1990-1993 гг. при
увеличении номинальных доходов населения их реальный уровень также
снизился. Центральным положением реформы явились новые цены, которые
выросли в 100-150 раз. Высокая инфляция привела к падению курса рубля,
сделала невозможной финансово-денежную стабилизацию. В ходе процесса
приватизации
(продажи
акционированных
предприятий)
произошло
перераспределение собственности, в итоге значительная часть бывшего
национального достояния сосредоточилась в руках менее, чем 10% населения
страны.
В декабре 1992 г. Е.Т. Гайдар ушел в отставку с поста и.о. премьерминистра. Новым главой правительства был избран В.С. Черномырдин
(бывший руководитель нефтяной и газовой промышленности СССР). Новым
правительством при сохранении общего направления движения в сторону
рынка ставка была сделана на поддержку государственных (в т.ч. убыточных)
предприятий. Особое внимание было уделено топливно-энергетическому и
оборонному комплексам. Протекционизм являлся главной чертой политики
Черномырдина. К концу 1993 г. было приватизировано почти 40 тыс.
предприятий. Выросло количество частных банков (2000) и бирж (303). В
сельском хозяйстве на долю предприятий с государственной формой
собственности приходилось не более 15% земельных угодий (24000 колхозов).
Продолжился спад производства: в промышленности он составил 16,2%, в
сельском хозяйстве - 4% по сравнению с 1992 г. Прекратили свою деятельность
14 тыс. фермерских хозяйств.
В период 1995-1997 гг. правительство В.С. Черномырдина сосредоточило
свои усилия на стабилизации уровня жизни населения, поощрении
предпринимательской деятельности граждан, целевой поддержке наименее
защищенных слоев населения, привлечении иностранных инвестиций.
Приоритетной задачей была провозглашена жесткая финансовая политика.
Произошло дальнейшее свертывание промышленности и сельского хозяйства.
Производительность труда в экономике в 1990 г. составляла 19,4%, в 1995 г. 13,5%; рост промышленности: в 1990 г. - 24,3%, в 1995 г. - 16,2%.; рост
сельского хозяйства: в 1990 г. - 20,7%, в 1995 г. - 14,8%. Сократились
ассигнования на науку и образование с 2% до 0,32%. На фоне углубляющегося
экономического кризиса произошло дальнейшее падение жизненного уровня
населения. В марте 1997 г. президент отправил в отставку правительство,
оставив на посту председателя В.С. Черномырдин (его первыми заместителями
были назначены А.Б. Чубайс; который стал одновременно министром
20

финансов; и Б.Е. Немцов). В качестве основных направлений деятельности
нового
правительственного
кабинета
были
названы:
реформы
правительственного аппарата, реформирование естественных монополий,
пенсионная и коммунальная реформы. К весне сложная ситуация в сфере
финансов, которая привела к принятию закона о секвестрировании расходов
федерального бюджета России, который предусматривал сокращение
государственных трат на 108 трлн. руб. (в том числе снижение на 30% затрат на
оборонную промышленность, сферу культуры и образования). В это же время
произошло ухудшение конъюнктуры мирового рынка: падение цен на сырье
(начало 1998 г.): 30% - на металл и в два раза - на нефть. Последовал обвал ГКО
и других российских фондов ценных бумаг (снижение котировок РАО "ЕЭС" и
"ЛУКОЙЛ"), наметился рост социальной напряженности в обществе
("рельсовая война" шахтеров, демонстрации протеста работников образования,
науки, высшей школы весной 1998 г.). В марте 1998 г. разразился очередной
правительственный кризис, за которым последовала отставка В.С.
Черномырдина с поста премьер-министра. Государственная дума утвердила
нового главу правительства С.В. Кириенко (24 апреля 1998 г.). Последовало
заявление нового правительства об ужесточении бюджетной политики. МВФ
выделил 670 млн. долларов очередного кредита, затем начались переговоров о
предоставлении России стабилизационного кредита (в размере 10-15 млрд.
долларов) для недопущения девальвации рубля. Главным условием выдачи
России нового кредита от Мировогобанка на 1998 г. явилось требование
дробления естественных монополий. Правительство Кириенко приняло
антикризисную (стабилизационную) программу. Началась разработка плана
продажи российских энергосистем в частные руки с денежных аукционов,
плана национализации "Газэкспорта" и направления финансовых потоков от
экспорта газа напрямую (минуя "Газпром") в бюджет (т.е. попытка введения
госмонополии на экспорт газа). В августе 1998 г. последовал очередной
социально-экономический кризис. Премьер-министр С.В. Кириенко выступил с
заявлением от 17 августа 1998 г. о прекращении выплат по обязательствам
государства и моратории на выплату долгов зарубежным банкам. 23 августа
правительство С.В. Кириенко было отправлено в отставку. Последствиями
кризиса явилась высокая инфляция - 60%, снижение реальных доходов граждан
примерно на треть, рост цен. ВВП в августе уменьшился на 8,2% по сравнению
с 1997 г., импорт - в 6-7 раз и отсюда произошло резкое сокращение
таможенных пошлин как традиционного источника доходов в казну. Наступил
крах рыночной инфраструктуры и кризис банковской системы и рынка ценных
бумаг. 11 сентября 1998 г. новым главой правительства был утвержден Е.М.
Примаков. Главными принципами политики нового состава правительства
стали: борьба против криминализации в сфере экономики, введение более
21

жесткого государственного регулирования рынка (в том числе с привлечением
правоохранительных органов), по возможности ограничение эмиссии в
размерах, не допускающих гиперинфляцию. В правительстве произошло
усиление роли твердых государственников (Е. Примакова, Ю. Маслюкова
(первого вице-премьера, председателя Мингоскомимущества; В. Геращенко
(председателя Центробанка). Последовало административное регулирование
валютного рынка под руководством Центробанка РФ, была введена
госмонополия на алкогольную продукцию с 1 октября 1998 г. Размер
внутреннего и внешнего долга РФ в 1998 г. составил 158,8 млрд. долларов (из
которых внешний - 143 млрд. долл.). Правительство предпринимало попытки
добиться реструктуризации долгов по ГКО и новых западных кредитов, не
допустить ареста зарубежных активов российских банков. При этом мировое
финансовое сообщество пытается навязать России ряд решений, выгодных
Западу (требование повысить НДС, сохранить высокие пошлины для
российских экспортеров, изменить бюджетное соотношение "центр-регионы",
затормозить экспорт российских высоких технологий и в 2-3 раза увеличить
первичный профицит бюджета, т.е. еще сильней урезать социальную сферу). На
этом фоне развернулась борьба в верхних эшелонах власти по проблемам
выхода из кризиса, а в начале 1999 г. В мае 1999 г. правительство Е.М.
Примакова было отправлено в отставку по политическим причинам.
Общественно-политическая обстановка в России
Демократизация политического процесса, начавшаяся в период
перестройки, привела к утверждению принципа разделения властей в
политической системе Российского государства. Противостояние двух ветвей
власти вызвало в стране глубокий политический конфликт - Конституционный
кризис 1993 года. В этой ситуации Президент защищал позиции радикальных
демократов и их курса реформ. Неудачи экономических реформ курса
Президента активизировали оппозицию, что привело в конечном итоге осенью
1993 г. к открытому противостоянию двух ветвей власти. 21 сентября
президент Ельцин, не имея на то законных оснований, подписал указ, в котором
объявил о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета,
проведении в декабре выборов в новые органы государственной власти и
референдуме о новой Конституции. Конституционный суд признал этот указ
попыткой государственного переворота и Верховный Совет отстранил Б.Н.
Ельцина от должности президента. Но Ельцин отказался подчиняться решению
суда. Он ввел в Москву армейские подразделения и дополнительные силы
ОМОНа. В ходе противостояния, которое длилось две недели, подконтрольные
Ельцину силовики вступили в вооруженные бои против гражданских
защитников Верховного Суда и Конституции. Противостояние закончилось
22

победой Ельцина, Верховный Совет был расстрелян, законное руководство
страны арестовано.
12 декабря 1993 г. состоялись выборы в новый законодательный орган
России - двухпалатное Федеральное Собрание (верхняя палата - Совет
Федерации, нижняя - Государственная Дума). Выборы проходили по
избирательным округам и по партийным спискам. Четверть голосов
избирателей получила ЛДПР В.В. Жириновского, 15% голосов - "Выбор
России" Е.Т. Гайдара; значительное количество голосов получили
представители КП РСФСР (лидер - Г.А. Зюганов). 12 декабря 1993 г. была
принята новая Конституция России. Российская Федерация (Россия)
провозглашалась президентской республикой. Система Советов на местах
ликвидировалась, их функции переходили к представителям Президента.
Новым органом законодательной власти объявлялось двухпалатное
Федеральное Собрание. Конституция существенно упрочила позиции
Президента. Он становился одновременно и главой государства и главой
правительства. Президент сосредоточил в своих руках всю полноту
исполнительной власти и наделялся существенными законодательными
полномочиями (включая право роспуска Государственной Думы в случае
троекратного отклонения ею кандидатуры премьер-министра). 17 декабря 1995
г. на выборах в Государственную Думу из 43 избирательных блоков и
объединений 5%-ный барьер преодолели 4 из них - КПРФ, ЛДПР, "Яблоко",
проправительственная фракция "Наш дом - Россия" (не прошли 5%-ного
барьера фракция "Женщины России", "Выбор России" и др.). Относительное
большинство в Госдуме составили коммунисты. 16 июня 1996 г. состоялись
выборы Президента России. 3 июля в ходе второго тура победу одержал Б.Н.
Ельцин (40% голосов). Официально в России в 1995 г. было зарегистрировано
60 политических партий. При этом они представляли широкий спектр
общественно-политических сил, одно из ведущих мест в котором занял
радикализм.
Среди
радикальных
партий
специалисты
выделяют
праворадикальные (националистические, монархические, патриотические, как,
например, ЛДПР); леворадикальные (одна из них - КПРФ - самая крупная
партия России - 1.550 тыс. чел.); демократические радикалы (Демократический
союз; движение, затем партия "Демократический выбор России и т.д.).
Чрезвычайно важное значение для России имеет ее национальная политика.
Начиная с конца 80-х гг., активизировался националистический радикализм.
Возникли конфликты на этнической почве. В автономиях ширилось движение
за государственную независимость и выход из состава Российской Федерации.
Это выдвинуло перед руководством РФ в качестве приоритетной задачу
сохранения российской государственности на основе федерализма,
децентрализации управления. В 1991 г. автономные республики в составе
23

РСФСР заявили о своем суверенитете, автономные области объявили себя
суверенными республиками. Татарстан, Башкортостан, Саха (Якутия)
направляли свои усилия на выход из состава РФ. Руководство Чеченской
Республики объявило о разрыве связей с федеральными властями и взяло курс
на вооруженное противостояние с центром во имя достижения независимости.
В целях сохранения государственности в марте 1992 г. в Москве был подписан
Федеративный договор, где оговаривались полномочия субъектов федерации и
обозначались границы между ними. В 1994 г. на особых условиях к договору
присоединился Татарстан. После распада СССР самой "горячей точкой" в РФ
стал Северный Кавказ. В декабре 1994 г. с целью "восстановления
конституционного порядка" в Чечне сюда были введены федеральные войска,
что привело к кровопролитной двухлетней войне с чеченским народом,
которую удалось завершить лишь к осени 1996 г. В октябре 1996 г. в Хасавюрте
была достигнута договоренность о проведении в Чечне президентских выборов
и об откладывании на пять лет вопроса о политическом статусе Чеченской
Республики. 12 мая 1997 г. был подписан Договор о мире и принципах
взаимоотношений между Российской Федерацией и Чеченской Республикой
Ичкерия. После окончания войны Россия столкнулась с проблемой терроризма
на Северном Кавказе.
Внешняя политика России
Предпочтение во внешней политике РФ продолжало сохраняться за
западными странами, в первую очередь США. В 1994 г. ядерные ракеты России
и США были перенацелены с объектов на территории друг друга - в
ненаселенные районы Земли. В совместной декларации двух стран (КэмпДэвид, 1992 г.) было зафиксировано окончание холодной войны и заявлено, что
Россия и США не рассматривают друг друга в качестве потенциальных
противников. В январе 1993 г. между Россией и США был заключен новый
договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ2). Согласно Договору, к 2003 г. должно быть достигнуто сокращение ядерного
потенциала двух стран на 2/3 по сравнению с уровнем, определенным
Договором ОСНВ-1. Россия присоединилась также к Конвенции о запрещении
химического оружия. С ослаблением позиций РФ в странах Центральной и
Восточной Европы российское руководство столкнулось с новой проблемой расширением НАТО на восток. Российская дипломатия пыталась
предотвратить вступление бывших членов ОВД, а также прибалтийских стран в
НАТО. Руководство Североатлантического союза, в свою очередь, объявило о
"промежуточном" варианте сотрудничества с этими странами - без
предоставления статуса полноправного члена НАТО они могли подписать
программу "Партнерство во имя мира". К лету 1994 г. ее подписали более 20
24

стран Центральной и Восточной Европы, включая членов СНГ. 22 июня 1994 г.
к ней присоединилась Россия. В 1994 г. был ликвидирован КОКОМ организация, осуществлявшая контроль за торговлей военными и "двойными
технологиями" в соцстраны, что оказалось также чрезвычайно выгодным для
России. В 1994 г. было принято решение о расширении "семерки" ведущих
западных стран за счет России (при этом речь пока идет лишь об участии ее в
выработке политических, но не экономических решений). Широкие
возможности для равноправного экономического партнерства России с
Западной Европой открыло соглашение о партнерстве, подписанное РФ с
Европейским сообществом (ЕС) (июнь 1994 г., о. Корфу, Греция). Россия стала
полноправным членом Международного Валютного Фонда (МВФ). На
Западную Европу приходится 73% нашей задолженности и 80% полученной
извне помощи. Кроме того, сегодня 40% российской внешней торговли
приходится на ЕС - главного партнера по модернизации страны, в то время как
доля Восточной Европы во внешнеэкономических связях РФ сократилась на
2/3, а объем торговли со странами СНГ с 1991 по 1995 гг. уменьшился с 56 до
20%. Восточное направление выступает на современном этапе важнейшим
резервом наращивания внешнеэкономической деятельности РФ. Здесь Россия
сохранила прямой выход на мировой рынок, и здесь сосредоточены ее
основные, во многом не освоенные экспортные ресурсы. Поэтому особое
значение приобретает зона Азиатско-Тихоокеанского региона. В одного из
основных торговых партнеров России в этом регионе превратился Китай.
Существуют перспективы для развития традиционного сотрудничества с
Индией, Вьетнамом, Кореей. Определенные сдвиги наметились в торговых
отношениях с Японией, Южной Кореей, странами АСЕАН (в том числе на
рынке вооружений). Хотя в целом восточное направление российской внешней
политики остается пока второстепенным.
В сферу стратегических интересов России входят суверенные государства
СНГ. Отношения с ними имеют первостепенное значение как в политикоэкономической, так и в военной сферах. Однако первые годы независимой
России приоритет во внешнеполитической доктрине отдавался странам Запада,
а не ближнего зарубежья. Лишь с конца 1995 г. (с приходом в МИД нового
министра иностранных дел Е.В. Примакова) наметились некоторые изменения
во внешнеполитических ориентирах. В странах СНГ Россия имеет освоенные
рынки, где промышленная продукция и технический опыт РФ могут найти
наибольший спрос и сбыт. В отношениях со странами ближнего зарубежья
российская дипломатия с самого начала столкнулась со многими трудностями:
экономическая дезинтеграция, проблема формирования национальных армий и
раздела собственности СССР, формирование границ, невыгодный характер
экономического сотрудничества в условиях перехода на мировые цены
25

торговли энергоносителями. В отношениях России со многими бывшими
республиками СССР остаются нерешенные проблемы. Это качается вопроса о
правах проживающего там русскоязычного населения. Кроме того, в 90-е гг.
широкое распространение получила вынужденная миграция. Появились
беженцы. В 1990-1991 гг. процесс реэмиграции русских стал повсеместным
(исключение составляют Украина и Белоруссия). В отношениях с Украиной
существует проблема статуса Севастополя и условий раздела Черноморского
флота. В долговременной перспективе с учетом российских стратегических
интересов экономический союз этих стран оказался более выгоден, чем
сепаратизм. В начале 1993 г. был принят Устав СНГ (который подписали лишь
7 стран). Практическим шагом на пути интеграции стало подписание Договора
о Содружестве суверенных республик России и Белоруссии (2 апрель 1996 г.). 2
апреля 1997 г. был подписан договор о Союзе России и Белоруссии, после чего
в обеих странах развернулась дискуссия по "Уставу союза России и Беларуси".
Расширение военного сотрудничества в рамках СНГ было подтверждено
Договором о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г. Развитие этого типа
сотрудничества рассматривается как один из важнейших элементов укрепления
национальной обороны и безопасности стран СНГ.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ В 2000-е ГОДЫ
Социально-политическая сфера
Новый век ознаменовался для России сменой политического курса. С
приходом к власти нового президента, В.В. Путина, происходит смена
идеологической парадигмы, лежащей в основе ключевых сфер общественной и
политической жизни страны. Этот период является одним из самых
обсуждаемых в истории России, его оценки полярны и очень часто
политизированы.
Начиная с Первой Чеченской войны в России происходит резкий рост
террористической угрозы. Не смотря на то, что война была выиграна и
боевикам было нанесено тяжелое поражение, политическое руководство
страны, под давлением западных партнеров и либерально настроенных
политических элит, фактически принимает все условия чеченских
сепаратистов, выдвигаемые ими еще до войны. Это наносит сокрушительный
урон престижу России и на долгие годы создает стереотип о слабости и
неспособности проводить самостоятельную политику. Одновременно в рядах
исламских фундаменталистов ваххабитского толка укореняется мнение о
необходимости дальнейшего продвижения в Россию с целью ее окончательной
дезинтеграции. Результатом длительной подготовки становится вторжение
чеченских боевиков в Дагестан, который оставался субъектом федерации.
26

Жители Дагестана оказали исламистам сопротивление. До развертывания
федеральных сил дагестанское ополчение действовало против боевиков
практически самостоятельно, поддерживаемое лишь авиацией. Многие
ополченцы продавали свои дома, что бы собрать кассу на закупку оружия. В
этот момент решительные действия федерального центра позволили нанести
боевикам существенный урон и вытеснить их в Ичкерию (так называлось
полугосударственное образование на территории Чечни). Начинается Вторая
Чеченская война, которая сопровождается массированным приминением
артиллерии и авиации, а так же переманиванием некоторых полевых
командиров. В результате продуманной кампании боевики вновь были
разгромлены, но на этот раз Чечня была возвращена. Однако террористическая
угроза не ослабела.
Осознав, что военным путем добиться построения на Кавказе
шариатского государства не выйдет, лидеры чеченских боевиков прибегли к
помощи международных террористических групп и перешли к тактике террора.
В ряде городов России прошли террористические атаки, целью которых было
запугивание населения. Но обозначенная цель не была достигнута и привела
лишь к эскалации насилия на Кавказе, где федеральные силы проводили
зачистки и отлов боевиков.
Самым громким терактом 2000-х годов был захват школы в Беслане в
2004 году. Многочисленные жертвы среди гражданских и особенно детей,
привели к радикальным преобразованием в структуре государственного
управления. В обиход вошло словосочетание «вертикаль власти», которую
укрепляли реформы действующего президента. Это выражалось в некотором
урезании свобод и полномочий регионов относительно федерального центра.
Одной из особенностей этого периода является отмена выборов глав регионов –
теперь их назначал президент. Финансирование органов безопасности было
увеличено, спецслужбы получили широкие возможности для действия в стране
и за границей.
Во второй половине 2000-х годов происходит переосмысление части
идеологических установок общества. Все более начинает возрастать роль
патриотического воспитания, полностью отброшенная в 90-е годы. Появляются
разнообразные, поддерживаемые государством, патриотические движения и
организации, в том числе молодежные. Со временем почти все они
политизируются и станут придатком новой партии «Единая Россия», которая
становится главным инструментом президента в парламенте и многими
определяется как «партия власти». Влияние олигархов уменьшается, многие из
них вынуждены бежать из страны или попасть под суд. Альтернативой
становится поддержка власти и ее проектов, в том числе и финансово.
27

Одновременно с этим происходит разочарование в либерализме.
Либеральный политический курс 90-х годов, который привел к небывалым
прежде в России потрясениям, не был осужден оппозицией, которая
позиционировала себя как либерально-демократическую (СПС, «Яблоко» и
т.д.). Напротив, либералы настаивали на правильности этого курса и резко
критиковали президента за отказ от него. Это вызывало непонимание в народе,
которое полностью игнорировалось представителями оппозиции. К концу 2000х годов раскол между населением страны и либералами достигает критического
значения. На местных выборах голоса, отдаваемые за различные либеральные
партии составляют размер статистической погрешности. Старые блоки
разваливаются, многие партии прекращают существование, либеральное
движение маргинализируется. Происходит переход многих политиковлибералов в другие партии и полных их исход из политической жизни.
Основной оппозиционной силой становятся коммунисты, затем националисты
имперского толка.
Успехи В.В. Путина на посту президента делают его популярной фигурой
внутри страны. По оценкам разных политологов происходит формирование
настоящего культа личности. Большую значимости для создание политическое
карьеры приобретают личные знакомства с президентом или его доверенными
людьми. К 2008-му году практически все руководство страны было
представлено бывшими или действующими силовиками, многие из которых в
прошлом были коллегами президента по службе, либо работали в Ленинграде.
Принципы личных связей и ответственности позволили стабилизировать
обстановку в стране в первой половине десятилетия, но во второй стали
преградой для развития государственных институтов власти, основанных на
принципах гражданского общества.
Экономическая сфера
В экономике происходит частичный отказ от свободного рынка и
саморегулирующихся систем в пользу государственного вмешательства.
Создаются государственные корпорации, управляемые назначенными
чиновниками. Сферой деятельности госкорпораций обозначаются наиболее
ответственные отрасли экономики – энергетика, военно-промышленный
комплекс, космонавтика, топливно-энергетический комплекс, инфраструктура,
транспорт. Между тем не стоит полагать, что произошел отказ от либерального
курса в экономике. Госкорпорации не стали прообразом советских плановых
структур, их основной задачей по-прежнему остается извлечение прибыли,
пусть и под контролем государства.

28

Повышение цен на энергоресурсы делают топливно-энергетический
комплекс России чрезвычайно прибыльным. Бюджет наполняется доходами,
часть из них идет на нужды государства, часть разворовывается, часть
направляется в фонд развития. Начинает расти уровень жизни, упавший со
времен разрушения СССР. Повышаются зарплаты, пусть и не с одинаковой
скоростью. Этот период называется временем «нефтяного изобилия».
Вторым по доходности элементом российской промышленности
становится военно-промышленный комплекс. Не смотря на то, что в 90-е годы
практически полностью было прекращено финансирование военных
конструкторских бюро и научно-исследовательских институтов, еще советский
задел на этом поприще позволил российской оборонной промышленности
оставаться актуальной и в 2000-е годы. Российское оружие остается
востребованным в странах третьего мира и развивающихся державах.
Внешняя политика
Еще в конце 90-х стало ясно, что ожидания равноправного партнерства с
США и западным миром ошибочны. Во время бомбардировок Югославии, Е.М.
Примаков, направленный в Вашингтон для переговоров на эту тему, принимает
решение развернуть самолет и вернуться в Москву. Это событие получает
название «разворот над Атлантикой» и знаменует собой пересмотр
взаимоотношений между США и Россией.
С приходом к власти В.В. Путина продолжаются попытки наладить
диалог с США. После атаки на ВТЦ в 2001 году президент России предлагает
США помощь в борьбе с международным терроризмом и делает шаги на
встречу. Однако эти действия остаются незамеченными и США продолжают
свое давление на Россию. Перевороты в дружественных странах, вторжения
США в другие страны и расширение НАТО на восток приводят к тому, что в
2007 году президент Путин произносит «Мюнхенскую речь», в которой резко
критикует сложившееся мироустройство и политику США. С этого момента
начинается активное противодействие политике США со стороны России.
2008 году после вторжения Грузии в Южную Осетию и убийства
миротворцев, действующий президент Д.А. Медведев принимает решение о
начале миротворческой кампании. В ходе пятидневной войны силами 58-й
армии Грузия была разгромлена и потеряла боеспособность на долгие годы. С
одной стороны тем самым Россия защитила свои интересы в регионе и
международное право в целом, с другой отношения с Западом были испорчены
еще сильнее. Проамериканское правительство Грузии использовало войну с
целью окончательного отрыва страны от культурного и политического влияния
России.
29

Во второй половине 2000-х годов складываются два новых блока, в
которых принимает участие Россия. Первый – БРИК, названный так по первым
буквам в названиях стран-участниц: Бразилия, Россия, Индия, Китай. Эти
страны объединяет высокий темп экономического роста и многие экономисты
предполагают, что в будущем они станут экономическими лидерами, оставив в
аутсайдерах США и европейские страны. Кооперация внутри БРИК позволит
решать многие важные задачи экономического развития, поскольку в входящих
в него стран есть разные сильные стороны. Например, Россия остается самой
высокотехнологичной страной, а Китай обладает большими золото-валютными
резервами.
Вторым важным для России объединением являлся Таможенный союз. В
него, на момент подписания соглашения, входили Россия, Казахстан и
Белоруссия. Суть союза заключается в создании общих таможенных органов,
которые позволят провести глубокую экономическую интеграцию между
входящими в союз странами, а в дальнейшем построить единую экономику. К
сегодняшнему дню вступить в союз высказали желания и другие страны. А с 1
января 2015 на основе Таможенного союза создано более широкое объединение
– Евразийский союз.

30

ВОПРОСЫ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. На основании какой системы после ВМВ был выстроен мировой
порядок?
2. В каком послевоенном году произошла первая политическая реформа
СССР с преобразованием старых органов власти в новые и
демократизацией общества?
3. Берия и Курчатов. Работа над каким важным проектом объединила этих
людей?
4. Перечислите постоянных (основных) членов Совета Безопасности ООН
на момент создания организации.
5. Как назывался политический процесс, начавшийся в СССР после прихода
к власти Н.С. Хрущева и характеризовавшийся масштабным пересмотром
событий двух предыдущих десятилетий?
6. Кто был автором нового экономического курса, реализованного во время
правления Н.С. Хрущева?
7. Что спровоцировало Карибский кризис?
8. Под руководством какого Председателя Совета Министров СССР прошла
крупная экономическая реформа в 1965-1970-х годах?
9. Руководитель СССР, под руководством которого во второй половине 80-х
годов прошли радикальные реформы, оказавшие негативное влияние на
страну?
10. Что называли на западе «доктриной Синатры»?
11. В каком году в Российской Федерации был совершен государственный
переворот, завершившийся расстрелом парламента?
12. Расшифруйте аббревиатуры ЕС, СНГ, НАТО.
13. Какой российский политик принял решение о «развороте над
Атлантикой»?
14. Какой российский политик в 2007 году произнес «Мюнхенскую речь»?
15. Какие страны объединял экономический союз БРИК в 2000-е?

31

Отпечатано в мини-типографии
ГАПОУ РБ «БРМТИТ»
2015 год. Тираж 50 экз.
671700, Республика Бурятия,
г. Северобайкальск, пр. 60 лет СССР, д. 40 А,
тел. факс (830130) 2 – 08 – 51

32


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».